Фонд перераспределения земель это

Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель это
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Территориальная организация государства на протяжении многих лет была объектом проводимых земельных и административных реформ, которые разрабатывались с целью оптимизации использования земельных участков, реорганизации кооперативных и коллективных предприятий, а также для утверждения точных границ всех земельных участков.

В соответствии с действующим земельным законодательством данные процессы выполняются специальными государственными учреждениями, важнейшим среди которых является фонд по перераспределению земельных территорий.

Поэтому каждый гражданин страны, который сталкивается с владением, собственностью и эксплуатацией участков земли, должен ознакомиться с основными целями организации фонда перераспределения, а также особенностями распоряжения информацией данного государственного учреждения.

Понятие фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством.

Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках. Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).

Использование земель фонда перераспределения

Земельные территории, которые в процессе реорганизации и пересмотра попали в фонд перераспределения, могут использоваться для самых различных целей. В первую очередь, данные участки предназначены:

  • для первоначального создания, а также дальнейшего расширения стандартных крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для организации и дальнейшей достройки личных подсобных предприятий;
  • для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, включая садоводство, огородничество;
  • для проведения сенокосов или же использования в качестве территорий, на которых выпасается скот;
  • для размещения некоммерческих объединений, основной сферой деятельности которых является садоводство, огородничество и фермерство.

Земельные территории, которые временно находятся в распоряжении фонда по выполнению земельного перераспределения, предназначены для передачи имущества в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания на следующих основаниях:

  • заключения договора об аренде земельной территории;
  • в соответствии с федеральными и муниципальными законами.

Лица, которые получили земли из фонда по перераспределению, обязаны соблюдать все правила и выполнять обязанности, которые разработаны для всех земель сельскохозяйственного предназначения в соответствии с действующим законодательством.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/kategorii-zemel/fond-pereraspredeleniya-zemel.html

Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль. Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством.

Цели создания фонда перераспределения

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Основные цели

Целью создания фонда стало:

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса. Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Проект перераспределения земель

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

Заключение

В фонд перераспределения входят сельскохозяйственные земли, которые государство использует для развития отрасли. При создании новых участков и для упорядочения использования старых создают проект перераспределения земель. Он должен быть согласован с органами власти и собственниками территории.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/selskoxoz/fond-pereraspredeleniya.html

Фонд перераспределения земель в 2018 году: порядок формирование состава, использование земель фонда | Земельный эксперт

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Список законов

  • Статья 80 ЗК РФ
  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 78 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/fond-pereraspredeleniya-zemel/

Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель это

Фонд перераспределения земельных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Такие земли используются по общим правилам землепользования.

Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества.

Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям.

Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Сведения о землях из фонда перераспределения земель

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.

wildman/depositphotos.com

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/selhoz-zemli/fond-pereraspredeleniya-zemel.htm

Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель это

Фонд перераспределения земель – это земельные угодья сельскохозяйственного назначения, упорядоченные в единую систему для регулирования земельных отношений. Формирование и использование фонда является важнейшей задачей российского правительства, а потому данная категория земель выделяется в особую группу. Порядок использования земель запаса отражен в Земельном кодексе РФ.

Земли запаса или, другими словами, фонд перераспределения земель не имеют целевого назначения, т.к. не входят в установленные законом категории. Фонд перераспределения наделов не может быть отнесен ни к одной из следующих категорий земель:

  • сельскохозяйственные наделы;
  • земли для использования в промышленности;
  • транспортные и узловые магистрали;
  • земли телевидения и радиовещания;
  • земельные угодья, отведенные под космическую отрасль;
  • оборонные участки земель;
  • заповедные и рекреационные зоны;
  • территории, представляющие историко-культурный интерес;
  • фонды лесного и водного назначения.

В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса РФ, земли запаса не имеют собственников, владельцев, пользователей и арендаторов. Составляющие фонд земли не используются по назначению, т.к. это об этом назначении не сказано ни в одном акте. Отсутствие целевого назначения – это основополагающий критерий отнесения земель к категории запаса.

Порядок изъятия земель у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов установлен в ст. 41 и 43 ЗК РФ. Соответственно, указанные земли также входят в категорию фонда перераспределения земель и не имеют целевого назначения.

Прекращения срока аренды и права пользования землей автоматически переводит надел в категорию земель запаса. Это обусловлено положениями действующего законодательства и распространяется на земли, не находящиеся в руках собственников, владельцев, пользователей или арендаторов.

Фонд перераспределения земель для сельскохозяйственных нужд

Наделы сельскохозяйственного назначения состоят из неоднородных по своей массе участков. Черноземные наделы и благоприятные для произрастания культур земли используются в качестве сельскохозяйственных на праве собственности, владения, пользования или аренды.

Вспомогательные земли сельскохозяйственного назначения представляют собой следующие территории:

  • подъездные дороги, магистрали и пути сообщения между населенными пунктами;
  • площади, занятые складами и иными сооружениями для с/х продукции;
  • искусственные водоемы и водохранилища для орошения почвы.

Водные территории входят в состав земельных участков и составляют категорию недвижимого имущества. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ, указанные объекты подлежат передаче в собственность, владение, пользование или аренду вместе с земельным участком.

Земли сельскохозяйственного назначения включают в свой состав древесно-кустарниковые породы и растительность. Определение принадлежности флоры находится в ведении лесного законодательства. Ст.

103 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные насаждения не подлежат купле-продаже, а значит не входят в состав земельных угодий с/х назначения.

Остальная растительность, включая древесно-кустарниковую, может являться объектом правоотношений.

Фонд сельскохозяйственного назначения состоит из угодий и непригодных к посеву площадей. Вторую категорию наделов составляют овраги, болотистая местность, гари и иные труднодоступные для засева участки. До окультуривания непригодных площадей, они не могут входить в фонд перераспределения земель.

Как происходит формирование фонда перераспределения земель?

Поступление земель в нецелевую категорию составляет главную основу пополнения фонда. Для того, чтобы получить сведения о наличии земель в фонде перераспределения, категория должна иметь несколько нераспределенных участков.

Способы пополнения фонда перераспределения земли:

  • отказ от земли в добровольном порядке (например, за ненадобностью);
  • признание земли выморочной недвижимостью по наследству (в случае отсутствия наследников, их отказа, признания претендентов недостойными, отсутствие указания адресата при отказе от наследства и т.д.);
  • изъятие земельного участка в принудительном порядке (ненадлежащее использование).

Принудительное изъятие земли происходит в следующих случаях:

  • Изъятие на государственные нужды – ст. 279-282 ГК РФ устанавливают обязательный выкуп требуемой земли у собственника участка.
  • Согласно ст. 50 ЗК РФ, принудительное изъятие земли без компенсации происходит в случае совершения лицом преступления.
  • Принудительное лишение права собственности на землю и дальнейшее изъятие участка может быть связано с нецелевым использованием надела, о чем прописано в ст. 54 ЗК РФ.

Таким образом, фонд перераспределения земель может пополняться из разных источников. При этом угодья подлежат занесению в отдельный список на основании особенностей их местоположения и характера почвы.

Субъекты эксплуатации земель

Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:

  • физические и юридические лица;
  • фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
  • нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
  • товарищества на вере;
  • предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
  • организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
  • научные и производственные объединения;
  • сельскохозяйственные учебные заведения;
  • общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).

Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.

Субъектами для эксплуатации фонда перераспределения земель не могут быть признаны иностранные граждане и лица без гражданства. Для них отмечен особый порядок использования сельскохозяйственных земель, который предполагает исключительно аренду.

Как происходит регулирование?

Фонд перераспределения земель входит в зону ведения со стороны местных администраций субъектов Российской Федерации. Полномочия указанных органов закреплены в законодательных актах.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, земли запаса могут использоваться физическими лицами, не входящими в состав колхозов, с/х объединений и прочих хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 68 ЗК РФ, сельскохозяйственные наделы для выращивания культур, заготовки сена и выпаса крупного рогатого скота предоставляются из фонда земель запаса только в аренду.

Ст. 85 ЗК РФ устанавливает, что в случае нехватки положенных по закону служебных земель, местные администрации вправе обратиться к фонду с целью предоставления угодий.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/fond-pereraspredeleniya-zemel.html

Статья 80 ЗК РФ. Фонд перераспределения земель

В рамках оборота с/х земель использование фонда перераспределения земель имеет особое значение. Его формирование сыграло ключевую роль в процессе передачи наделов, принадлежащих совхозам и колхозам, многочисленным крестьянско-фермерским и личным хозяйствам.

Это стало возможно благодаря изданию Закона от 1990 г. № 374-1. Этим нормативным актом была запущена земельная реформа в стране.

Впоследствии процесс был усовершенствован за счет принятия ЗК и иных нормативных актов, в числе которых Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положительные моменты реформы

Формирование фонда перераспределения земель имело особое практическое значение. Об этом свидетельствуют статистические данные.

Ключевой целью реформы было создание крестьянско-фермерского уклада на базе массового, всеобщего выхода собственников земельных долей из коллективной собственности на приватизированные наделы совхозов и колхозов с выделом этих территорий в натуре.

На начало января 1995 г. регистрацию прав собственности на земельный участок прошли около 270 крестьянских хозяйств. Из них порядка 1/3 были созданы на совхозных и колхозных территориях. 2/3 наделов были выделены из фонда перераспределения земель.

Тем не менее с момента запуска реформы люди в массовом порядке стали формировать дачные, огороднические, садоводческие объединения. К середине 2000-х их насчитывалось более 80 тысяч.

Источники формирования

Изначально создание фонда перераспределения земель осуществлялось в соответствии с постановлением Президиума ВС РСФСР и Совета Министров № 891-1 от 15 марта 1991 г. Земельный кодекс тогда еще не был введен в действие.

Согласно указанному акту, 10 % пашни изымались у совхозов и колхозов для включения в фонд. Из него предполагалось обеспечить зарождающиеся крестьянские хозяйства землей для сенокошения и прочих сельскохозяйственных нужд.

Еще одним источником наделов стали излишки участков, возникшие после формирования коллективной собственности при приватизации совхозных и колхозных территорий, а также их реорганизации на основании ЗК от 1991 г.

, Указа президента № 323 и правительственными постановлениями № 86 от 1991 г. и № 708 от 1992 г. Согласно этим документам, регистрация прав собственности на земельные участки должна была завершиться до 01.01.1993.

Третьим источником создания фондов первые годы формирования крестьянских хозяйств, садоводческих, дачных и огороднических объединений стали участки лесного фонда, не занятые насаждениями, и территории запаса.

Порядок приватизации

В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.

Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  • Форме собственности земли.
  • Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
  • Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность. В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения.

В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.

Прекращение прав

Фонд перераспределения земель пополнялся также за счет наделов, переставших являться собственностью по основаниям, закрепленным в статьях 39, 40 ЗК от 1991 г. Речь, в частности о:

  • Добровольном отказе от участка либо его части.
  • Истечении срока, на который надел был предоставлен.
  • Прекращении работы предприятия (организации) или крестьянского хозяйства.
  • Эксплуатации земли не по ее целевому назначению. К примеру, на земле для огородничества осуществляется строительство промышленного предприятия.
  • Нерациональном использовании надела.
  • Систематической неуплате налога на протяжении двух лет и непогашении образовавшейся задолженности до истечения последующего года.
  • Неиспользовании надела на протяжении года. К примеру, субъект предполагал эксплуатировать землю для выпаса скота, однако развить животноводческое хозяйство не удалось.
  • Отчуждении участка местному совету.

Но вскоре указанные основания потеряли свою силу, поскольку статьи, их закреплявшие, стали недействующими в силу Указа президента от 1993 г.

Корректировка законодательства

Правовой режим наделов существенно изменился с введением в действие новой редакции ЗК и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Первоначально предусматривалось только 3 способа создания фонда. Во 2 пункте ст. 80 ЗК РФ, в частности, были установлены следующие основания:

  • Добровольный отказ от надела.
  • Передача земли государству при отсутствии преемников или их отказе от вступления в наследство.
  • Принудительное изъятие надела в случаях, закрепленных законом.

Введение новой регламентации создания фонда перераспределения – замена на формулировку «приобретение РФ, субъектом России или МО прав собственности на участок по основаниям, предусмотренным в ФЗ» – связана с открытым характером перечня способов, определенного в прежней редакции. В ней не охватывались обстоятельства, не подпадающие под «принудительное изъятие».

Впоследствии 80 статья Кодекса была дополнена указанием о том, что в фонд включаются территории, которые на дату введения ЗК в действие находились в ранее созданных фондах на основании Указа президента № 323 от 1991 г.

По мнению юристов, новую редакцию нормы необходимо уточнить. Дело в том, что начало создания фонда связано с исполнением первых законодательных актов о реформе. Кроме того, основная его часть составили наделы, которых не коснулась приватизация (к примеру, 10 % пашни, изъятые у предприятий).

В фонд перераспределения участков включаются наделы, которые по каким-либо причинам оказались неиспользуемыми или были получены госорганами в рамках сделки. В соответствии с действующим ЗК, территории включаются в фонд:

  • При отсутствии субъекта, планировавшего приобрести землю для сельскохозяйственного производства. В такой ситуации надел приобретает муниципалитет по рыночной цене.
  • При отчуждении земли принадлежащей иностранному гражданину, юрлицам, в том числе уставной капитал которых состоит более чем на половину из взносов иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства.
  • При продаже участка, площадь которого больше максимально допустимого размера для одного человека.
  • При добровольном отказе от участка. В этом случае надел становится бесхозным. Все права, которыми обладал собственник, прекращаются. Соответственно, земля переходит к государству или МО.

При отчуждении надела муниципалитет обладает преимущественным правом приобретения.

Правовой режим

Госсобственность на земли фонда не разграничивается. Распоряжение и управление наделами осуществляется местными структурами власти.

Участки из фонда перераспределения допускается передавать в аренду, собственность (безвозмездно или за плату) юрлицам и гражданам в предусмотренных законодательством случаях.

Региональные власти вправе самостоятельно определять и изменять границы участков сельскохозяйственного назначения, наделять местные структуры власти отдельными полномочиями в сфере земельных правоотношений. Кроме того, они могут устанавливать:

  • Круг физлиц, имеющих права на земли фонда.
  • Перечень конкретных наделов, подлежащих аренде или передаче в собственность.
  • Максимальные и минимальные параметры участков.
  • Общую площадь территорий фонда в границах одного МО.
  • Порядок и основания предоставления участков, находящихся в собственности субъектов, муниципалитету.
  • Правила внесения предложений, касающихся фонда.

Использование наделов

В 3 пункте 78 статьи ЗК предусмотрен порядок эксплуатации участков, выделенных из фонда перераспределения. Участки, временно выпавшие из оборота, могут передаваться для:

  • Ведения сельскохозяйственной производственной деятельности.
  • Создания полос защитных насаждений.
  • Осуществления учебных, научно-исследовательских и иных мероприятий.
  • Рыболовства.
  • Сельскохозяйственных нужд на время сооружения ЛЭП, дорог, прокладки трубопроводов.
  • Создания охотничьего хозяйства.

Субъекты права

Из фонда перераспределения наделы могут получить:

  • Хозяйственные общества и товарищества, физлица.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Потребительские, производственные кооперативы.
  • Некоммерческие, коммерческие предприятия.
  • Религиозные объединения.
  • Опытные, учебные, опытно-производственные подразделения, занятые подготовкой кадров.
  • Общины народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  • Казачьи общества.

Для получения надела заинтересованное лицо обращается в местный орган власти, уполномоченный выполнять функции нормативного регулирования в сфере земельных отношений.

Сведения о наделах фонда

В соответствии с положениями 80 статьи ЗК, информация об участках размещается в источниках с открытым доступом. Администрация муниципалитетов должна извещать всех заинтересованных субъектов о наличии участков, публиковать данные о землях, поступающих в фонд, в местных СМИ.

Общины, граждане, товарищества и иные лица, входящие в перечень, закрепленный законодательством, вправе подать заявление на получение участка в безвозмездное пользование. Предприятия и фермерские хозяйства, в свою очередь, могут подать заявку на приобретение дополнительных наделов.

Дополнительно

Уполномоченный орган местной власти по запросу заинтересованного субъекта обязан не только предоставить информацию о наличии/отсутствии участков в фонде, но и показать (при наличии территорий) полное описание их характеристик.

Решение о предоставлении надела принимается в каждом случае индивидуально. Закон не запрещает местным органам власти запрашивать обоснование целесообразности выдела земли.

Источник: http://fb.ru/article/364871/statya-zk-rf-fond-pereraspredeleniya-zemel

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *