Ст 3 4 КОАП РФ с комментариями

Кодекс РФ об административных правонарушениях

2ю4

Глава 5

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 1.1. Законодательство обадминистративных правонарушениях

1. Законодательство об административныхправонарушениях состоит из настоящего Кодекса ипринимаемых в соответствии с ним законовсубъектов Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.

2.

Настоящий Кодекс основывается на КонституцииРоссийской Федерации, общепризнанных принципахи нормах международного права и международныхдоговорах Российской Федерации. Еслимеждународным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренныезаконодательством об административныхправонарушениях, то применяются правиламеждународного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательстваоб административных правонарушениях

Задачами законодательства об административныхправонарушениях являются защита личности,охрана прав и свобод человека и гражданина,охрана здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения, защита общественной нравственности,охрана окружающей среды, установленного порядкаосуществления государственной власти,общественного порядка и общественнойбезопасности, собственности, защита законныхэкономических интересов физических июридических лиц, общества и государства отадминистративных правонарушений, а такжепредупреждение административныхправонарушений.

Статья 1.3. Предметы веденияРоссийской Федерации в области законодательстваоб административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в областизаконодательства об административныхправонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательстваоб административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний иправил их применения;

3) административной ответственности повопросам, имеющим федеральное значение, в томчисле административной ответственности занарушение правил и норм, предусмотренныхфедеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам обадминистративных правонарушениях, в том числеустановление мер обеспечения производства поделам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений оназначении административных наказаний.

2.

В соответствии с законодательством осудебной системе настоящий Кодекс определяетподсудность дел об административныхправонарушениях судам.

3.

В соответствии с законодательством о защитеправ несовершеннолетних настоящий Кодексопределяет подведомственность дел обадминистративных правонарушениях комиссиям поделам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структуройфедеральных органов исполнительной властинастоящий Кодекс определяет подведомственностьдел об административных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом, федеральныморганам исполнительной власти.

Статья Статья 1.3-1. Предметы ведениясубъектов Российской Федерации в областизаконодательства об административныхправонарушениях

(статья введена Федеральным законом от 28.12.2009 N380-ФЗ)

1. К ведению субъектов Российской Федерации вобласти законодательства об административныхправонарушениях относится:

1) установление законами субъектов РоссийскойФедерации об административных правонарушенияхадминистративной ответственности за нарушениезаконов и иных нормативных правовых актовсубъектов Российской Федерации, нормативныхправовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации;

3) определение подведомственности дел обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по деламнесовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иныхколлегиальных органов в целях привлечения кадминистративной ответственности,предусмотренной законами субъектов РоссийскойФедерации;

6) определение перечня должностных лиц,уполномоченных составлять протоколы обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации;

7) регулирование законами субъектов РоссийскойФедерации иных вопросов в соответствии снастоящим Кодексом.

2.

Законами субъектов Российской Федерацииорганы местного самоуправления могут наделятьсяотдельными полномочиями субъекта РоссийскойФедерации по решению вопросов, указанных впунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачейнеобходимых для их осуществления материальных ифинансовых средств. В случае наделения органаместного самоуправления указаннымиполномочиями его должностные лица вправесоставлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных законамисубъекта Российской Федерации.

3.

В случаях, предусмотренных законамисубъектов Российской Федерации, должностныелица органов местного самоуправления вправесоставлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных настоящимКодексом или законами субъектов РоссийскойФедерации, при осуществлении органами местногосамоуправления полномочий по контролю (надзору),делегированных Российской Федерацией илисубъектами Российской Федерации, а также приосуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в пределах компетенции,установленной главой 23 настоящего Кодекса,уполномочены рассматривать дела обадминистративных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации впределах компетенции соответствующего органаисполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации уполномочены составлять протоколы обадминистративных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях,указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства передзаконом

1. Лица, совершившие административныеправонарушения, равны перед законом.

Физическиелица подлежат административной ответственностинезависимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.Юридические лица подлежат административнойответственности независимо от места нахождения,организационно-правовых форм, подчиненности, атакже других обстоятельств.

2.

Особые условия применения мер обеспеченияпроизводства по делу об административномправонарушении и привлечения к административнойответственности должностных лиц, выполняющихопределенные государственные функции(депутатов, судей, прокуроров и иных лиц),устанавливаются Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьине распространяется на административныеправонарушения, предусмотренные главой 12настоящего Кодекса, в случае их фиксацииработающими в автоматическом режимеспециальными техническими средствами, имеющимифункции фото- и киносъемки, видеозаписи, илисредствами фото- и киносъемки, видеозаписи.(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административнойответственности только за те административныеправонарушения, в отношении которых установленаего вина.

2.

Лицо, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административномправонарушении, считается невиновным, пока еговина не будет доказана в порядке,предусмотренном настоящим Кодексом, иустановлена вступившим в законную силупостановлением судьи, органа, должностного лица,рассмотревших дело.

3.

Лицо, привлекаемое к административнойответственности, не обязано доказывать своюневиновность, за исключением случаев,предусмотренных примечанием к настоящей статье.(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

4. Неустранимые сомнения в виновности лица,привлекаемого к административнойответственности, толкуются в пользу этого лица.

Источник: http://elementy.ru/library3/koap_1-4.htm