Специализированная организация это 44 фз

Специализированная организация по 44-ФЗ/223-ФЗ: что это?

Специализированная организация это 44 фз

Согласно нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики при подготовке тендеров имеют право привлекать специализированные организации. Это позволяет организатору упростить процедуру проведения закупки и избежать нарушений. Выбрать надежного помощника и выстроить правильные и взаимовыгодные оношения — залог успешного сотрудничества на долгое время.

Специализированная организация — что это такое

Так называют юридическое лицо, которое оказывает услуги по подготовке и проведению закупочных процедур. Оно может действовать от имени заказчика и несет при этом полную юридическую ответственность. Для этого между заказчиком и специализированной организацией должен быть заключен соответствующий контракт.

О возможности привлечения таких подрядчиков указано в статье 40 44-ФЗ. При этом существует уточнение, что специализированная организация не может выступать в роли участника закупки. Запрета на то, чтобы привлекать подобные фирмы к проведению тендеров, нет и в рамках 223-ФЗ.

На сегодняшний день не существует общепринятых инструментов, которые бы помогли заказчикам проверять надежность и профессионализм подобных компаний. Базы с тендерами, к которым привлекались специализированные организации, не существует. Информацию о штрафных санкциях, которые накладывались за недобросовестное исполнение ими своих обязательств также найти крайне сложно.

Какие услуги оказывает специализированная организация

Подобные организации специализируются на комплексном сопровождении сделок. В список их услуг входят:

  1. Помощь в формировании план-графика;
  2. Подготовка полного пакета документации для проведения конкурса, запроса котировок или аукциона. Разработка технического задания;
  3. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки и всей сопутствующей документации;
  4. Направление потенциальным поставщикам приглашения на участие в процедуре;
  5. Подготовка дополнительных соглашений к контрактам;
  6. Составление исковых заявлений в судебные инстанции;
  7. Представление интересов заказчика в ФАС и прочих органах, осуществляющих контроль в сфере государственных закупок;

Кроме того, все подобные компании оказывают консультационные услуги по всем вопросам, касающимся проведения тендеров. Возможна также организация обучающих семинаров для сотрудников организаций заказчиков. 

Какие услуги специализированным организациям оказывать запрещено

В соответствии с требованиями 44-ФЗ специализированной организации можно доверить проведение не всех этапов закупки. В перечень услуг такой фирмы не могут входить:

  1. Формирование закупочной комиссии;
  2. Расчет начальной максимальной цены контракта, в том числе и сбор коммерческих предложений от потенциальных поставщиков;
  3. Выбор предмета закупки и определение особенно значимых условий контракта;
  4. Утверждение проекта договора;
  5. Утверждение документации о проведении закупки;
  6. Подписание контракта с победителем закупки.

Эти этапы закупочной процедуры заказчику придется проводить самостоятельно. Такой порядок закреплен частью 1 статьи 40 44-ФЗ. Аналогичные правила действуют и в рамках 223-ФЗ.

Преимущества и недостатки

Преимущества совместной работы со специализированными организациями очевидны — заказчику нет необходимости изучать тонкости законодательства для подготовки документации. Всю рутинную работу берут на себя сотрудники аутсорсинговой компании. В результате упрощается и ускоряется процедура проведения закупки.

Однако у такого сотрудничества есть и немало минусов. В последнее время подобных учреждений становится все больше, а профессионализм их сотрудников все ниже. Заказчик не может быть уверен в том, чтовсе нормы действующего законодательства соблюдаются неукоснительно и у контролирующих органов не появится впоследствии претензий. Положительный результат такого сотрудничества никто не гарантирует.

К примеру, учреждение обращается за помощью в представлении интересов в ФАС, однако в связи с  некомпетентными действиями сотрудника специализированной организации на заказчика наложено взыскание. Несмотря на это также остаётся обязательноство по оплате гонорара представителя.

Специализированная организация осуществляет все действия от имени заказчика. За вред, причиненный третьим лицам, они несут солидарную ответственность. Такое правило прописано в части 4 статьи 40 44-ФЗ.

Ответственность наступает за незаконные действия специализированной организации при проведении процедуры определения поставщика. Все полномочия, которые заказчик передает своему помощнику, должны быть закреплены в договоре.

Особенности взаимоотношений

Специализированная организация выбирается заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. Учреждения, ведущие закупочную деятельность по 44-ФЗ должны провести процедуру по определению фирмы, которая предложит максимально выгодные условия. Разрешено получать подобные услуги и в рамках закупки у единственного поставщика.

Заказчик и специализированная организация заключают между собой контракт. В нем обязательно прописывается перечень передаваемых полномочий.

Указывается информация о закупке, которую доверяют провести специализированной организации. Необходимо также отобразить сведения  о материальной ответственности за совершение противоправных действий.

В таком случае заказчик получит возможность предъявлять претензии и обращаться с иском в суд.

К услугам специализированных организаций рекомендовано прибегать только заказчикам, которые одновременно проводят большое количество закупочных процедур и не имеют при этом достаточного количества квалифицированных сотрудников. В остальных ситуациях лучше обойтись собственными силами.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/223-spec

Привлечение специализированной организации по 44-ФЗ

Можно ли доверить свои закупки профессионалам? По условиям 44-ФЗ, это возможно с помощью специализированной организации. Расскажем о функциях специализированной организации, о функциях, которые всё же остаются за заказчиком, о контракте со спецорганизацией.

Любой заказчик прекрасно знает, что организация проведения закупок процедура сложная, требующая хорошего знания законодательства и соответствующей подготовки персонала. Далеко не каждая организация может качественно провести закупку, чтобы решить необходимую задачу и не получить в результате судебные иски от «обиженных» поставщиков.

Можно ли доверить свои закупки профессионалам? По условиям 44-ФЗ, это возможно. Специализированная организация может быть привлечена для проведения одной закупки, нескольких закупок или же ей может быть передана вся закупочная деятельность. Заказчик сначала должен определить перечень функций, для выполнения которых привлекается специализированная организация.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:         

Выбрать компанию, которая имеет опыт работы в интересующем заказчика сегменте рынка и заслужила положительные отзывы других заказчиков. После определения специализированной организации с ней заключается контракт на закупку соответствующих услуг в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ.

Подготовка проведения закупки может занять некоторое время, поэтому советуем заключить контракт со специализированной организацией заранее. Желательно предусмотреть участие спецорганизации в ваших закупках до начала процесса планирования на следующий год.

Функции специализированной организации

Организация, ведущая закупки, может заключить контракт со специализированной организацией для проведения своих закупок.

При этом существует ряд ограничений: закупки могут осуществляться только в форме конкурса или аукциона. Специализированная организация в соответствии с требованиями 44-ФЗ может взять на себя лишь определенную часть подготовки.

Специализированная организация по 44-ФЗ может разработать конкурсную документацию, документацию об аукционе. Она также имеет право разместить в ЕИС (единой информационной системе) извещение о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона.

Специализированная организация по 44-ФЗ уполномочена направлять приглашения принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе.

Стоит помнить, что специализированная организация по 44-ФЗ действует от имени заказчика, соответственно права и обязанности в результате таких действий возникают у заказчика.

По 44-ФЗ специализированная организация не может быть одновременно и организатором, и участником закупки, что вполне естественно.

Функции заказчика

Переложив большую часть исполнительской работы на плечи специализированной организации, заказчик, тем не менее, оставляет за собой основные функции по ведению закупки.

В соответствие с 44-ФЗ, заказчик должен:

  1. создать комиссию по осуществлению закупок;
  2. определить начальную (максимальную) цену контракта;
  3. определить предмет и существенные условия контракта;
  4. утвердить проект контракта;
  5. утвердить конкурсную документацию, документацию об аукционе;
  6. подписать контракт.

С заказчика не снимается часть ответственности, если выбранная им специализированная организация допустила неправомочные действия, в результате которых поставщик может понести потери. В данном случае требуется установление степени вины каждой стороны процесса.

Контракт со специализированной организацией

Заказчик заключает со специализированной организацией контракт на основании ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ.

В контракте должны быть указаны:

  1. обязательные условия в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  2. функции и полномочия, которые заказчик делегирует выбранной специализированной организации;
  3. должна быть указана информация о закупках, для проведения которых привлекается специализированная организация;
  4. в контракте должны быть указаны четкие критерии материальной ответственности специализированной организации за допущенные в ходе оказания услуг нарушения.

Контракт составляется юристом или работником контрактной службы по согласованию с юристом и подписывается руководителем заказчика или уполномоченным лицом.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102280-qqq-16-m11-28-11-2016-privlechenie-spetsializirovannoy-organizatsii-po-44-fz

Реформа сферы госзакупок: отвечаем на вопросы — статья

В ходе вебинара Реформа сферы госзакупок в РФ было задано более 100 вопросов, посвященных участию в госзакупках по новым правилам. Ответы на наиболее интересные из них мы освещаем в этой публикации.

Вопрос: в 44-ФЗ говориться о том, что заказчик может привлекать специализированные организации (СО). Какие организации имеются в виду? На каких условиях они привлекаются? Можно ли заключать контракт со специализированной организацией на годовое обслуживание или только на один конкретный аукцион?

  • Заказчик при подготовке к проведению закупочных процедур вправе привлечь специализированную организацию для разработки документации, размещения извещения о проведении аукциона (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Если кадровые или материальные ресурсы заказчика, необходимые для осуществления данного способа закупки, ограничены, то заказчику стоит подумать о том, чтобы привлечь специализированную организацию.

Для привлечения специализированной организации нужно выбрать специализированную организацию и заключить с ней контракт (ч. 1, 2 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Хотите узнать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Контрактная система. Участие в государственных (муниципальных) закупках по 44-ФЗ».

Специализированная организация по 44-ФЗ

Специализированной считается та организация, в полномочия которой входит решение технических вопросов заказчика по подготовке к государственным и муниципальным торгам.

Специализированной организации заказчик может передать следующие функции:

  • разработку конкурсной документации, документации об аукционе;
  • размещение на официальном сайте, в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении конкурса, электронного аукциона;
  • направление приглашений принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;
  • иные функции, связанные с обеспечением проведения конкурсов и аукционов (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Эти функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика.

Контракт со специализированной организацией необходимо подписать до размещения извещения о проведении аукциона (ч. 3 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Целесообразно сделать это заблаговременно, чтобы у привлекаемой организации было время подготовиться к проведению электронного аукциона.

Специализированная организация не имеет право создавать комиссии по осуществлению закупок, определять и устанавливать начальную (максимальную) цену контракта, определять предмет и существенные условия контракта, утверждать проект контракта, конкурсную и аукционную документацию, а также подписывать проект контракта (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Контракт со специализированной организацией по 44-ФЗ

Закупить услуги специализированной организации заказчик может, используя установленные № 44-ФЗ способы закупок и учитывая ограничения по каждому способу закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т д.).

Заказчик может использовать произвольную форму контракта со специализированной организацией. Если контракт заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, то его форма должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Заказчик должен указать в контракте со специализированной организацией функции и полномочия, которые он ей передает.

Специализированная организация может привлекаться как под конкретную закупочную процедуру, так и на определенный период времени, например, календарный год.

Поэтому в целях разграничения функций и зон ответственности заказчика и специализированной организации в контракте необходимо указать закупки, для осуществления которых привлекается такая организация.

Если она привлекается не для конкретной закупки, а для осуществления закупок определенного вида или в течение определенного периода, в контракт целесообразно включить условия о порядке привлечения организации к осуществлению каждой из закупок (например, по заявке заказчика, после получения уведомления и т д.).

Необходимо помнить о том, что заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта (ч. 4 ст. 40 № 44-ФЗ).

Где заказчик может взять типовые контракты по 223-ФЗ. Они разработаны?

По 223-ФЗ типовые контракты не разрабатывались, но никто не запрещает заказчику применять разработанные для 44-ФЗ типовые формы контрактов в закупочной деятельности по 223-ФЗ или разработать свои собственные.

Связано это с тем, что 223-ФЗ достаточно гибкий, он предоставляет больше свободы заказчику в ведении закупочной деятельности. А 44-ФЗ устанавливает жесткие рамки для проведения государственных и муниципальных торгов.

Предусмотрены ли антидемпинговые меры по различным видам услуг участника закупок (например, охрана)?

В статье 37 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» сформулированы случаи, когда необходимо применение антидемпинговых мер.

Во-первых, антидемпинговые меры предусмотрены только при проведении конкурса или аукциона, чтобы предотвратить ограничение конкуренции.

Во-вторых, антидемпинговые меры предусмотрены только если начальная максимальная цена контракта (НМЦ) не превышает 15 млн. руб. и в ходе торгов была снижена на 25% или более, то участник должен предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5 или подтверждение добросовестности. Если же НМЦ более 15 млн. руб., то участник предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5.

Какие организации могут быть контролирующими органами единственного поставщика?

Система контроля в сфере госзакупок ориентирована на заказчиков и его представителей, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, специализированных организаций, а также операторов электронных площадок.

Правительством РФ контролирующие функции возложены на ФАС, Росатом, Федеральное казначейство.

А вот соответствие документации поставщика (участника закупок) и исполнение обязательств по контракту контролирует заказчик. Если поставщик нарушает требования законодательства о госзакупках, то заказчик обязан передать сведения о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти сведения проверяет ФАС.

В каких случаях требуется одобрение крупной сделки? должно ли одобрение крупной сделки в электронном аукционе прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону?

Согласно ч. 1 ст. 23 федерального закона от 14 ноября 2002 г.

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является такая сделка, которая связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Согласно ч. 3 ст. 23 решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Для автономных учреждений крупной сделкой согласно ст.

14 федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» считается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Согласно ч. 1 ст. 15 № 174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения.

Заявка участника должна содержать решение об одобрении крупной сделки, если это требование установлено законодательством РФ, учредительными документами и для участника такая сделка является крупной (пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 № 44-ФЗ).

Следовательно, решение об одобрении крупной сделки не требуется, если сделка не является для участника крупной.

Представления каких-либо документов или деклараций, свидетельствующих о том, что сделка не является крупной, законом не предусмотрено.

Крупной не является сделка, совершаемая в процессе обычной хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.

1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Таким образом, если из анализа учредительных документов участника следует, что сделка не относится к обычной хозяйственной деятельности участника, на нее распространяется требование о представлении решения об одобрении крупной сделки.

Каждый отдельно взятый электронный аукцион представляет собой отдельную закупочную процедуру. Поэтому одобрение крупной сделки должно прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону.

Может ли заказчик разместить план-график до получения сертификата электронной подписи?

Заказчик не сможет этого сделать технически. Сначала нужно получить сертификат электронной подписи заказчика в Федеральном казначействе.

Затем заказчик должен зарегистрироваться на ООС и создать свой личный кабинет, используя свою электронную подпись. А уже после этого он может разместить на ООС свой план-график, подписанный электронной подписью.

Как можно стать экспертом государственного заказчика?

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ). В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо.

Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. Вы можете ознакомиться с более подробной информацией по этому вопросу, прочитав эту статью.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/326

Как избежать ошибок, привлекая к закупкам спецорганизацию

Главное в статье: 1)В ряде случаев закон разрешает учреждениям нанимать для проведения закупок специализированные организации. Но им можно передать только часть полномочий; 2)Взвесьте все за и против: привлекать специализированную организацию выгодно не всегда; 3)В контракте необходимо четко указать все функции, которые заказчик передает организации, а также меры ее ответственности за нарушения;

Юлия ТИМОФЕЕВА, контрактный управляющий

Передать можно не все функции

Учреждения привлекают специализированные организации главным образом для того, чтобы избавиться от части вопросов, связанных с закупочной деятельностью, и передать их профессионалам на основании заключенного контракта.
Обратимся к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Он дает возможность привлекать к осуществлению закупок лиц, обладающих специальными навыками и знаниями.

Последние могут специализироваться как собственно в организации закупок, так и в области объекта закупки (эксперты, экспертные организации).

Документ
В письме Федерального казначейства от 3 июня 2015 г. № 05-07-09/19 даны разъяснения по вопросам, связанным с привлечением специализированной организации

Порядок привлечения специализированной организации для осуществления закупок изложен в статье 40 Закона № 44-ФЗ. В ней приведен перечень функций, которые заказчик может передать такой организации.
К ним относятся:

  • разработка конкурсной документации, документации об аукционе;
  • размещение на официальном сайте, в единой информационной системе извещения о проведении конкурса, электронного аукциона;
  • направление приглашений принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;
  • иные функции, связанные с обеспечением проведения конкурсов и аукционов.

В то же время есть ряд функций, которые запрещено передавать специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).
Это:

  • создание комиссии по осуществлению закупок;
  • определение начальной (максимальной) цены контракта;
  • определение предмета и существенных условий контракта;
  • утверждение проекта контракта;
  • утверждение конкурсной документации, документации об аукционе;
  • подписание проекта контракта.

Собственная служба – не помеха для привлечения сторонних специалистов

В связи с тем, что порядок привлечения специализированных организаций вызывает множество вопросов у заказчиков, Федеральное казначейство подготовило полезные разъяснения (письмо от 3 июня 2015 г. № 05-07-09/19).

Заказчик не несет ответственности за действия спецорганизации, если она вышла за пределы полномочий, переданных ей по контракту

Чиновники считают, что наличие у учреждения контрактной службы или контрактного управляющего не ограничивает его право нанять стороннюю специализированную организацию для выполнения функций, указанных в части 1 статьи 40 Закона № 44-ФЗ. Ведь некоторые заказчики проводят закупки в очень больших объемах, а разработка документации по каждому виду конкурсной процедуры – дело зачастую сложное. Поэтому, если учреждение располагает необходимыми средствами и временем, распределение функций – вполне разумный выход.

Основную часть обязанностей можно закрепить за контрактной службой или управляющим, а для решения отдельных задач пригласить специализированную организацию. Отмечу, что у такого способа есть и свои минусы. В частности, заключить контракт со специализированной организацией придется заранее, поскольку на процедуру ее выбора и оформление документов потребуется время. Как показывает практика, это может занять от двух недель до трех месяцев.

И не забывайте: чтобы воспользоваться услугами специализированной организации, заказчик должен выбрать способ определения исполнителя. При этом нужно руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Три положения, которые необходимо включить в контракт

Помните о следующих моментах.
1. Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий (или бездействия) специализированной организации, которые она совершила в пределах переданных им полномочий (ч. 4 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому в контракте с такой организацией учреждение должно четко обозначить, какие функции и полномочия ей передает. 2. Следует указать закупки, для осуществления которых привлекается специализированная организация.

Предположим, речь идет не об одной конкретной закупке, а о закупках определенного вида или в течение установленного периода. Тогда в контракте имеет смысл зафиксировать порядок привлечения организации к осуществлению каждой из этих закупок.

3.

Специализированные организации, как правило, занимаются подготовкой конкурсной или аукционной документации. Они также размещают необходимую информацию в ЕИС (на официальном сайте).

Нарушения положений Закона № 44-ФЗ, которые организация может при этом допустить, будут иметь для заказчика негативные последствия (обычно в виде штрафов). Чтобы свести этот риск к минимуму, предусмотрите в контракте жесткие меры материальной ответственности специализированной организации за допущенные в ходе оказания услуг нарушения.

Компания не может быть одновременно и участником, и специализированной организацией в одной и той же закупке (ч. 5 ст. 40 Закона № 44-ФЗ)

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/101864-kak-izbejat-oshibok-privlekaya-k-zakupkam-spetsorganizatsiyu

Централизованные закупки и особенности их проведения

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам.

Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК «РусТендер» 

___________________________________________

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *