Ресурсоснабжающая организация это

Что такое ресурсоснабжающая организация

Ресурсоснабжающая организация это

Согласно официальному определению: ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо, чья деятельность направлена на обеспечение жильцов коммунальными услугами. Работа подобных компаний контролируется со стороны государства.

Основные понятия

Деятельность РСО контролируется несколькими правовыми актами: постановлениями правительства, ЖК РФ, ФЗ №176.

К данному типу компаний относят организации, которые предоставляют:

  • электричество;
  • газ;
  • тепло;
  • воду;
  • транспортировку и хранение вышеперечисленных ресурсов.

Также подобного правового статуса удостаиваются компании, которые оказывают такие услуги как избавление от насекомых и мелких вредителей (крыс, кротов и т.д.), вывоз ТБО, реализация уличного освещения и т.д. Всем известные ГорГаз и Энергосбыт – типичные примеры РСО.

Может ли РСО считаться УК

Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир.

Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов.

УК – выступает в качестве исполнителя услуг, а РСО в свою очередь является субподрядчиком.

Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.

Ответственность РСО за ошибки в расчетах

Согласно федеральному закону №176, вкупе с ЖК РФ, начисление коммунальных платежей – это прерогатива исполнителя услуг. В случае допущения даже мелких ошибок в расчетах, на организацию налагается штраф в размере 50% от исходной суммы.

Если был выявлен факт ошибки в расчетах, необходимо подать письменное заявление в соответствующую компанию. Если исполнитель услуг не предпринял каких-либо действий, следует обращаться с жалобой в РосПотребНадзор.

В большинстве случаев исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая компания. Ситуация в стране такова, что подобные организации нередко банкротятся, нарушают законы и осознанно завышают цены на свои услуги.

В этой связи на государственном уровне было разрешено производить прямые расчеты между РСО и жильцами квартирных домов.

Данная мера призвана улучшить качество предоставления коммунальных услуг и сделать оплату максимально прозрачной.

Особенности прямого сотрудничества

Ресурсоснабжающие организации имеют право выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, если управление домом осуществляется непосредственно владельцами квартир (т.е. минуя УК).

В таких ситуациях обычно выбирается один уполномоченный представитель из жильцов, на которого составляется договор с РСО. Регулируется данное сотрудничество на основании постановления правительства РФ №354.

Прямые расчеты с РСО несут в себе ряд положительных сторон:

  1. Пропадает необходимость в коллективной ответственности. Иными словами, при осуществлении прямых расчетов, УК не будут компенсировать задолженности неплательщиков за счет средств, которые выделяются на кап.ремонт и содержание здания.
  2. Минимален риск банкротства УК, так как она не будет принимать участия в расчетах за коммунальные услуги.

Имеются и отрицательные особенности:

  1. Снижается вариативность способов оплаты коммунальных услуг. Львиная доля управляющих компаний сотрудничает со всеми платежными системами и внести средства можно, не выходя из дома (интернет-банкинг, автоплатежи и т.д.). При расчетах с РСО придется обращаться в кассы.
  2. Перерасчет коммунальных услуг будет затруднен, ибо ресурсоснабжающие организации не специализируются на данном аспекте.

В каких случаях можно заключить договор с РСО

С 2017 года стало возможным заключение договоров между собственниками жилья и РСО напрямую, то есть без участия УК. Это допустимо в следующих ситуациях:

  1. Данная форма управления выбрана на общем собрании жильцов. Актуально для домов с небольшим количеством квартир.
  2. Пользователями услуг выступают владельцы нежилых помещений.
  3. Когда закончилось действие договора между УК и жильцами. С составлением нового договора, управляющая компания вновь возлагает на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг.
  4. В качестве пользователя ресурсов выступает владелец частного дома.
  5. У ТСЖ имеются долги перед РСО, превышающие среднюю стоимость услуг за последние 3 месяца.

В любой из представленных выше ситуаций жильцы дома могут заключить прямой договор со своей ресурсоснабжающей организацией.

У такого сотрудничества можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:

  • отсутствие затрат на обеспечение бюрократического аппарата УК;
  • жильцы получают возможность сотрудничать с любыми подрядными компаниями, в том числе и на краткосрочной основе, на этом можно сэкономить, выбирая более выгодные предложения.

К минусам можно отнести:

  • управление домом становится менее эффективным, общие собрания жильцов далеко не всегда позволяют решать поставленные задачи;
  • теряется возможность осуществить капитальный ремонт здания с использованием денег из фонда содействия реформированию ЖКХ.

На видео о прямом сотрудничестве с ресурсоснабжающими организациями

Заключение

Составление прямых договоров с РСО – прерогатива жильцов. У такой формы сотрудничества есть равнозначные минусы и плюсы. Наиболее оптимальна она для домов с небольшим количеством квартир, так как в таком случае гораздо проще решать коллективные вопросы (чем меньше участников – тем проще прийти к компромиссу).

Источник: http://ru-act.com/nedvizhimost/zhk-uslugi/upravlenie-domom/uk/resursosnabzhayushhaya-organizaciya.html

Ресурсоснабжающие организации – что это такое

Основной и наиболее распространенной формой организации управления и эксплуатации многоквартирных домов считаются управляющие компании или товарищества собственников жилья, ТСЖ.

В процессе деятельности по эксплуатации многоквартирных домов необходимы услуги по водоснабжению, теплоснабжению, канализации и удалению твердых бытовых отходов. Компании, основными функциями которых является оказание услуг по поставке коммунальных ресурсов, именуются ресурсоснабжающими организациями.

Ресурсоснабжающие компании являются юридическими лицами и практически всегда монополистами в городах, а тем более в сельской местности.

Тарифы на услуги населению для занимающих монопольное положение в сфере реализации бытовых услуг компаний подвергаются государственному регулированию. Государством установлен порядок установления и регулирования цен на коммунальные и бытовые услуги гражданам, правила начисления и порядок оплаты за услуги, оказанные поставщиками ресурсов.

УК для ресурсоснабжающих организаций выступают в роли заказчиков, а поставщики ресурсов для управляющих компаний выступают в роли подрядчиков, действующими на условиях заключенных договоров.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Организации, для которых основным видом деятельности является транспортировка и реализация определенных видов коммунальных ресурсов, называются ресурсоснабжающими организациями. К таким организациям относятся компании, оказывающие следующие услуги:

  1. Электроснабжающие сетевые и сбытовые компании.
  2. Водоснабжающие организации, водоканалы и фирмы, осуществляющие отвод сточных вод.
  3. Поставщики газа.
  4. Теплоснабжающие организации и поставщики угля для бытовых нужд.

Также, к поставщикам коммунальных ресурсов относятся и сетевые компании, обеспечивающие доставку определенного ресурса и эксплуатацию сетевого хозяйства.

Помимо основной деятельности по реализации того или иного ресурса, организации могут оказывать и другие, не противоречащие законодательству, услуги:

  1. Проводить профилактические работы по уничтожению различных насекомых и грызунов.
  2. Вывозить мусор и другие бытовые отходы.
  3. Обеспечивать доступ жильцов к антеннам общего пользования.
  4. Обеспечивать освещение дворовых площадок и подъездов.

Поставщики ресурсов обеспечивают транспортировку ресурсов непосредственно до узла приема ресурса, находящегося на границе разграничения балансовой принадлежности, ответственность за дальнейшую судьбу ресурса несут собственники жилья в лице УК или ТСЖ.

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Компания по управлению многоквартирными домами обеспечивает сохранность и нормальное функционирование инфраструктуры дома, выполняет посреднические функции между владельцами квартир и поставщиками материалов и услуг, обеспечивает начисление и сбор средств с жильцов и оплату поставщикам за приобретенные материалы и оказанные услуги.

Для жильцов и владельцев собственности в доме УК служит поставщиком услуг, а для поставщиков коммунальных услуг заказчиком, обеспечивающим оплату за оказанные услуги и поставленные материалы. Организация по управлению домом обеспечивает сохранность общедомового имущества, его эксплуатацию, обеспечивает планирование и организацию его ремонта.

Основной функцией ресурсоснабжающих компаний является поставка потребителям в соответствии и на условиях заключенных договоров определенного коммунального ресурса, исполнять обязанности управляющей компании не является их функцией.

Однако, по желанию владельцев жилья они могут оказывать услуги по поставке ресурсов по договорам, заключенным непосредственно с жильцами и получать оплату непосредственно от потребителей коммунального ресурса.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг

Имеется следующие формы обслуживания жилого дома:

  1. Привлечение компании для управления домом.
  2. Создание товарищества собственников.
  3. Управление домом собственниками без создания юридического лица.

Поставщики коммунальных ресурсов могут являться исполнителями коммунальной услуги, если дом управляется владельцами собственности и в случае, когда собственники дома не определились с формой его управления.

Правительством в постановлении о правилах предоставления коммунальных услуг определено, при каких обстоятельствах РСО может исполнять коммунальные услуги без участия посредников в лице УК и ТСЖ.

Виды договоров с РСО

Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование жилых домов, их инфраструктуры, обеспечить надлежащее состояние площадок и прилегающей к домам территории, необходимы различные услуги от РСО, чем и объясняется многообразие форм договоров.

Основными видами являются, конечно, договора поставки ресурсов, которые для компаний являются основным видом деятельности, примерами здесь служат договора на поставку холодной воды и отвод сточных вод, теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Договора поставки ресурсов имеют стандартную структуру, где изложены все существенные условия, перечень прав и обязанностей сторон, цены и тарифы, объемы и сроки поставки, формы и сроки платежей.

Источник: https://zaym-bez-procentov.ru/resursosnabzhayushhie-organizatsii-chto-eto-takoe/

Может ли ресурсоснабжающая организация быть УК — Про сад и дом

Вопрос о том, может ли ресурсоснабжающая организация (РСО) быть управляющей компанией, возникает достаточно часто у самой РСО, поскольку жалобы и недовольство жильцов предоставленными услугами заставляет такие компании делать то, что они не должны.

Конфликты между данными юридическими лицами достаточно часты, поскольку каждое из них считает, что сложившаяся ситуация не входит в их компетенцию.

И далее о том, что такое РСО, какие ее полномочия, и может ли компания одновременно выполнять и функции поставщика услуг ЖКХ, и поставщика самих ресурсов.

Ресурсоснабжающая организация: какие ее функции и полномочия

Из самого названия компании должно быть понятно, что ресурсоснабжающая организация – это та компания, которая в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет некие ресурсы. К ним относятся вода, газ, электричество, отопление и т.д.

, то есть все то, что потребляет среднестатистический житель многоквартирного дома. Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.

Примеры ресурсоснабжающих организаций:

  • Водоканалы. Такие учреждения направляют воду по трубопроводу до конечного потребителя, то есть в квартиры или дома граждан;
  • Компании по обеспечению отопительных систем. Таких организаций в городе может быть множество, но каждая из них должна обеспечивать в отопительный сезон поставку тепла;
  • Организации по поставке электричества. Вообще электричество вырабатывается электрическими станциями, но вот кто осуществляет поставку, вопрос сложный. Это может быть и посредник, и сама станция, и управляющая компания и т.д.;
  • Газовые службы. Как правило, даже в крупных городах газовая служба одна, что связано с достаточно большой ответственностью таких организаций.

Ук и рсо в одном лице: возможно или нет

Возникает вполне логичный вопрос, если некая компания поставляет блага для общества, почему она не может ими и управлять и следить за тем, как осуществляется их поставка к жильцам. Но не все так просто, что также обусловлено некой коллизией в законодательстве.

Управлять любым многоквартирным объектом могут:

  1. Управляющие компании;
  2. Собственники недвижимости;
  3. Объединения жильцов, которые могут быть зарегистрированы как товарищества жильцов или кооперативные объединения жильцов.

Когда из трех случаев УК и РСО может быть в одном лице? В третьем варианте, когда один житель квартиры по доверенности выступает от лица всех жителей дома. Тогда ресурсоснабжающая организация автоматически становится управляющей компании.

Также, РСО становится управленцем в случае, если сами жильцы еще не определились с формой управления их домом. Пока жильцы выбирают форму правления, они одновременно получают и ресурсы, и управление ими исключительно от РСО.

Также такое допустимо, если происходит смена формы управления, например, было кооперативное управление, а потом изменили его на управляющую компанию. Выбор УК еще не осуществлен, договор не с кем не подписан, следовательно, РСО является управляющей организацией.

Управляющая компания: может ли она быть поставщиком ресурсов

Если возникает вопрос о том, может быть РСО управляющей компанией, то почему не возникает вопрос о том, может ли УК поставлять ресурсы. Попробуем разобраться.

Управляющая компания – это исключительно юридическое лицо, на которое возложена функция управления многоквартирным домом.

Это не значит, что УК просто управляет и ничего не делает. Абсолютно нет. Она обязана содержать весь дом в том состоянии, которое позволит жильцам дома получать все услуги ЖКХ в полном объеме.

Фактически, УК – это поставщик услуг. Например, вывоз мусора, уборка территории, осмотр технического состояния вентиляционных шахт и т.д. Таких услуг много. И каждый житель имеет полное право ознакомиться с перечнем услуг, за которые он платит, напрямую обратившись в УК. Некоторые даже организации полностью в квитанциях расписывают свой тариф на ЖКХ, что весьма правильно и рационально.

Но УК никогда не будет РСО. У неё фактически тех ресурсов, которые она может поставлять. Но на нее возложены совсем другие обязанности: покрасить стены, починить перила, отремонтировать детскую площадку и т.д. Все это должно быть выполнено именно работниками УК, о чем должно быть обязательно сообщено в договоре подряда.

Также данные юридические лица имеют разный статус:

  • УК – это подрядчик, который выполняет услуги. Такая компания непосредственно заключает договор с жильцами дома;
  • РСО – это субподрядчик, поскольку она подписывает соглашение непосредственно с УК.

Но возникает вполне логичный вопрос: неужели нельзя РСО сразу миновать посредника, то есть УК, а напрямую заключать договора с жильцами? Да, такая возможность РСО предоставляется. Но будет ли это выгодно самим потребителям неизвестно.

Когда можно напрямую заключать договора между РСО и жильцами:

  1. Когда ресурсами пользуется собственник частного дома;
  2. Когда сами жильцы управляют своим домом через некое объединение или уполномоченное лицо;
  3. Когда есть некий люфт времени от момента переподписания договора с УК или выбором нового управленца;
  4. В случае, когда УК будет иметь задолженность перед самой ресурсоснабжающей организацией.

Все перечисленные причины могут служить основанием для того, чтобы РСО стала управляющей организацией.

Споры между РСО и УК

Споры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией происходят всегда, поэтому данная тема достаточно актуальна в любое время. Предоставление любых услуг ЖКХ всегда связано с сотрудничеством двух субъектов.

Но несовершенство законодательной базы, которая регулирует данный вопрос, а также желание каждого нажиться на простых граждан, приводят к тому, что часто УК и РСО судятся между собой и решают возникшие конфликты исключительно в судебном порядке.

Наиболее частой проблемой конфликта является то, что УК не перечисляет средства РСО, хотя фактически все ресурсы были потреблены, и жильцы дома осуществили за них оплату. Очень часто УК – это мошеннические структуры, которые после получения средств не выполняют свои обязательства, а жильцы становятся заложниками ситуации.

Почему же каждый житель дома не может напрямую платить в РСО за поставленные ресурсы? Он может, но ему это не вполне удобно. Например, необходимо отдельно оплатить за газ, воду, канализацию и т.д.

Это множество квитанций, платежек, комиссий за провидение операций и т.д.

Проще, чтобы управленческая компания самостоятельно сводила в единую базу все платежи и уже своим клиентам предоставляла обобщенную информацию о сумме коммунальных платежей.

По итогу оплаты ЖКХ УК обязан распределить полученные средства и перечислить их разным организациям. Но там где есть деньги, всегда возникает проблема. Есть жильцы, которые вообще не платят, есть те, кто осуществляют платежи с некой задержкой или оплачивают услуги не в полном объеме.

Следовательно, сама УК не имеет возможности оплатить услуги РСО в полном объеме, не будет же она платить собственные средства. Возникает конфликт, который для жителей имеет некие последствия – отключение света, газа и т.д. И к кому предъявляют претензии сами граждане? Конечно, к управляющей компании, ведь именно ей платят деньги.

Возникает некий замкнутый круг, где виновное лицо одно – УК.

Именно поэтому сами юристы советуют очень внимательно читать условия договора, поскольку именно он регламентирует весь спектр отношений между всеми субъектами.

Также не меньшей проблемой становится проблема того, а кто является исполнителем. Даже имея на руках заключенный договор, РСО и УК не могут прийти к единому мнению. А зря.

С 2008 году практика судебных решений приходит к одному мнению: во всех случаях исполнителем является только управляющая, а не ресурсоснабжающая организация.

Поэтому именно на УК возложены функции относительно обеспечения поставки ресурсов до конечного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод: ресурсоснабжающая организация по желанию жильцов может стать одновременно и управляющей компанией, но РСО всегда несколько, и это может принести некие неудобства самим жильцам.

Поэтому главное – правильно подойти к выбору УК, а также не забывать, самим вовремя оплачивать все жилищно-коммунальные услуги.

В ином случае, можно стать заложником ситуации: УК не сможет платить по счетам, а РСО не будет предоставлять ресурсы.

Прочтите также: ТСЖ и управляющая компания: отличия и взаимовыгодное сотрудничество

© 2018, Expert. Все права защищены.

Источник: https://prosadidom.ru/nedvizhimost/gkh/mozhet-li-resursosnabzhayushhaya-organizatsiya-byt-uk/

Рсо в жкх

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Или звоните нам по телефону (круглосуточно).

Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-00-57 Москва и Московская область

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

Ук как рсо

Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.

Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.

Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.

Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.

Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:

  • если владельцы жилья не избрали способ управления;
  • когда истек период прежнего способа управления, а новый еще не выбрали в жилищном товариществе или при других формах правления.

Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.

Преимущества и недостатки прямых расчетов

При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:

  • снижение рисков разорения управляющей компании, потому что потребитель платит напрямую;
  • никто не отвечает за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства другими жильцами, поэтому все средства, которые собирают на капремонт и содержание здания идут только по прямому назначению.

Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:

  • всем потребителям необходимо платить за предоставленные услуги в разных местах;
  • при перерасчетах часто могут возникать затруднительные вопросы.

Прямые договора

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ответственность РСО за неверные расчеты

По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.

При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.

Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.

Источник: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/rso

Что такое ресурсоснабжающие организации и как заключать договора с ними через ТСЖ, УК или напрямую, платежи

Обеспечение жителей многоквартирных домов осуществляется снабжающей ресурсами организацией (РСО). Деятельность таких организаций очень важна, так как без предоставляемых ими услуг проживание в многоквартирном доме практически невозможно. Разумеется, за их услуги необходимо платить. Чтобы такие организации не допускали злоупотреблений в своей деятельности, закон устанавливает их особый правовой статус.

Что такое ресурсоснабжающая организация

Данная организация является производителем того или иного ресурса. Также ресурсоснабжающая организация выступает в качестве поставщика.

Чтобы было понятнее, что из себя представляют такие организации, приведем примеры:

  • доставка воды, в том числе горячей и тепла, обеспечение работы канализационных систем и водоотведения дома осуществляется водоканалом;
  • доставку газа осуществляет райгаз;
  • электрической энергией, в том числе освещением дворов и подъездов обеспечивает райсвет;
  • вывоз и утилизация отходов, устранение грызунов и паразитов осуществляется специальными городскими службами.

В России большинство РСО остаются под управлением администрации населенных пунктов. Однако законодательство не запрещает занятие этой деятельностью частным лицам.

Управляющая компания или ТСЖ и РСО

Большинство граждан ошибочно полагают, что РСО и управляющая компания (УК) одно и то же. Но может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией. Разумеется, не может.

УК – это посредник, который обеспечивает организацию сотрудничества между жильцами и РСО.

Хотя напрямую законом не запрещено оказание услуг снабжения ресурсами УК, на практике они отграничивают себя от такого рода деятельности. Потому что в своем большинстве для осуществления деятельности РСО нужны большие капиталовложения.

УК – исполнитель коммунальных услуг

Посредническая роль УК заключается в выполнении функций исполнения коммунальных услуг.

В этом плане УК выступает как исполнитель коммунальных услуг, как перед жильцами, так и перед РСО:

  1. В первом случае ответственность заключается в своевременной и непрерывной поставке ресурсов.
  2. Ответственность перед РСО заключается в своевременной оплате поставленных ресурсов.

Таким образом, возникают два разных договорных отношений по одному и тому же поводу. С одной стороны, УК заключает договор обслуживания с жильцами многоквартирных домов, с другой с РСО.

Примерно такую цель имеет агентский договор и между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией.

Постановление № 124

Весь порядок образования подобного правоотношения достаточно подробно регламентирован 124 Постановлением Правительства РФ для управляющих компаний. Это НПА содержит правила заключения договора, сроки, в течении которых они должны быть заключены и основные требования соглашения.
Подробнее чиатйте тут: постановление №124.

Договор между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией должен полностью соответствовать требованиям указанного НПА.

Образец договора ресурсоснабжения с управляющей компанией

В договоре по поставке ресурсов, заключаемой между жильцами и исполнителем, содержатся права и обязанности сторон. Со своей стороны УК обязуется обеспечить субподрядную поставку ресурсов, с другой стороны, жильцы обязуются осуществлять своевременную оплату коммунальных счетов.

Законодательство требует, чтобы данный договор был составлен в определенном порядке. Образец договора можно скачать здесь.

Долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями

В случаях, когда УК выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, вся ответственность за неоплаченные вовремя средства перед РСО ложится на нее. РСО не вправе напрямую требовать задолженность с потребителей ресурсов, когда между ними нет прямого договора. А с УК расчет РСО идет не по каждому отдельному потребителю, а в общем за потребленные ресурсы тем или иным домом.

Но отрезать весь дом от снабжения ресурсоснабжающая организация не может, по этой причине УК должно взыскать с конкретных должников. Если этого не происходит, то долг оплачивается за счет УК. Таким образом и образуется задолженность перед РСО, которая зачастую ведет к банкротству УК.

Если УК не примет меры по взысканию долгов собственников помещений, то банкротство очень быстро наступит, ведь таких потребителей обычно не один или два.

В целях обеспечения своих интересов, УК может:

  • отключить должника от локальной сети;
  • обратиться в суд.

Однако меры принимаемые УК должны быть в рамках заключенного между ним и жильцами договора.

Как переложить долги УК на агента

Агентом в данном случае выступает распорядитель, который осуществляет операции по расчетному счету жильцов многоквартирного дома. Такие счета создаются при заключении договора с УК и обычно находятся в Сбербанке.

Так как фактически средства принадлежать жильцам, а не УК, то и агент не всегда выплачивает долги этой организации. Ведь все текущие расчеты с РСО должны осуществляться непосредственно в указанные в договоре даты месяца. Все остаточные средства, помимо положенного вознаграждения УК, остаются на указанном счете, без права УК распоряжаться ими, иначе как по условиям договора.

В случае банкротства УК взыскание по его долгам не могут быть обращены на этот счет.

Это сделано для того, чтобы защитить интересы жильцов. После банкротства УК за место него может прийти другая УК или образовано ТСЖ, которое и станет новым распорядителем.

Возможность переложения долгов УК перед ресурсоснабжающией организацией может быть предусмотрена в договоре, заключенном с агентом. Разумеется это происходит с согласия жильцов. Если такого пункта в соглашении не было, то агент вправе отказать в оплате долгов УК. Суд также не вправе обязать агента отвечать по обязательствам УК.

Способы реструктуризации долгов управляющей компании

Законодательно способов реструктуризации задолженности УК перед ресурсоснабжающими организациями не предусматривается. Однако полное отсутствие ресурсоснабжения и банкротство УК не выгодно ни одно из сторон, ни жильцам. Так что РСО зачастую прибегают к такому способу, как заключение договора реструктуризации долга УК.

Реструктуризация подразумевает под собой предоставление отсрочки или рассрочки в оплате долгов без прекращения поставки ресурсов. Такое положение выгодно как для РСО, так и управляющей компании. К тому же не ущемляются законные интересы жильцов.

Ук – мошенник

В последнее время официально выявлено более 15 тысяч случаев мошеннических действий со стороны УК. В большинстве случаев они предъявляют коммунальные счета жильцам, получают с них плату, а до ресурсоснабжающих организаций средства не доходят. В итоге УК попросту объявляют банкротом, а деньги пропадают.

Для того, чтобы подобных случаев не происходило, приоритетным является способ заключения прямых договоров с жильцами. Это позволяет им непосредственно контролировать процесс поступления платежей и применять меры в отношении неплательщиков отдельно.

Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям

Чтобы осуществлялись прямые платежи РСО необходимо, чтобы с собственником каждого помещения в многоквартирном доме были заключены прямые договора между потребителями и ресурсоснабжающией организацией. При этом тарификацию и оплату за расход ресурсов на помещения общей собственности жильцов и приобретений, совершенных в этих целях будут определяться непосредственно РСО.

Коммунальные счета и платы в фонды будут также осуществляться на имя организации. В этом есть, как свои положительные стороны, так и отрицательные.

К положительным сторонам заключения договора напрямую можно отнести:

  • УК или ТСЖ могут сосредоточить свои ресурсы непосредственно на осуществлении управления общим имуществом дома;
  • каждый житель отвечает лишь за свои долги и оплачивает лишь потребленные им ресурсы.

К отрицательным можно отнести:

  • по каждому виду ресурса придется платить в разных местах;
  • возможны ошибки перерасчета.

Помимо прямых договоров с ресурсообеспечивающей организацией, в последнее время растет тенденция к полному отказу, как от УК, так и от ТСЖ. Во многом причиной тому стали злоупотребления, которые допускались должностными лицами указанных организаций. В 2018 году законодательно закреплено право жильцов многоквартирных домов осуществлять полное прямое управление общим имуществом дома.

Такое отношение так же имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам можно отнести:

  • отсутствие расхода на содержание аппарата управления;
  • индивидуальная ответственность каждого жильца;
  • экономия на разовом привлечении подрядчиков для тех или иных нужд дома.

Имеющиеся минусы выражаются:

  • для каждого решения необходимо созывать собрание жильцов;
  • фонд поддержки ЖКХ не выдает средства непосредственно жильцам.

Таким образом, полный отказ от УК также не представляется потребителям эффективным, как и предоставление ей полномочий по исполнению коммунальных услуг.

Становиться очевидным, что при составлении договоров с УК или учреждении ТСЖ необходимо ограничить его права лишь обеспечением управления общего имущества и выполнением работ по текущему и капитальному ремонту, а остальные обязанности доверить ресурсоснабжающим организациям.

К тому же такая форма потребления ресурсов намного экономичнее, чем получение их через УК или ТСЖ.

Источник: https://zakondoma.ru/upravlenie/resursosnabzhayushhaya-organizatsiya-dogovora-platezhi.html

Может ли управляющая компания быть ресурсоснабжающей организацией?

Сейчас все также является актуальным вопрос, уполномочена ли УК выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, если с РСО не был заключен отдельный письменный договор.

Ранее ответ на него не вызывал сомнений (конечно – да), однако, ситуация кардинально изменилась со вступлением в силу с сентября 2012 года Правил оказания коммунальных услуг. Здесь уже появились варианты ответов.

Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация в одном лице

Возникновение необходимости проведения некоторых реформ в законодательстве, регламентирующем сферу ЖКХ, назревало уже достаточно давно. Все также осталась проблематика равномерного урегулирования взаимоотношений, складывающихся между такими сторонами как управляющие компании, РСО и естественно, население, как конечные потребители коммунальных услуг.

На данном этапе в системе наблюдается расшатанность: вся цепь ресурсообеспечения и оплата оканчивается на полпути – на одном из звеньев, называемых управляющей компанией. Финансы, аккумулируемые в УК через сбор платежей с потребителей за доставку ресурса, перенаправляют в РСО, однако, не в достаточном объеме. В данной схеме нет какого-либо реально действующего механизма.

Законодательно часто ошибочно трактуют, что поступающие для потребительских целей коммунальные ресурсы, за передачу которых ответственной является снабжающая организация, на линии пересечения границы с многоквартирным домом переходит в ведение избранной жильцами управляющей компании.

В действительности же, к участникам общего долевого владения касательно коммуникаций, размещенных в доме, относят самих жильцов, т. е. собственников жилых помещений.

Системы коммуникаций внутридомового размещения никак не могут быть переданы управляющей компании, последняя только уполномочена жильцами выполнять их техническое обслуживание на должном уровне, содержать их и проводить при необходимости ремонтные работы.

Учитывая все это, деятельность управляющих компаний в оказании коммунальных услуг при использовании коммуникационных сетей внутридомового размещения, сборах оплаты за услуги и перенаправлении выплат за фактически поставленные коммунальные ресурсы, можно назвать агентской.

По этой причине УК имеют лишь функциональные обязанности агента, который не имеет никакой заинтересованности в полном сборе оплат за поставляемый ресурс – они не будут получать никакую дополнительную выгоду, повышая сбор оплат, и они не имеют никакого риска в случае накопления долговой массы.

Помимо этого, в большинстве своем организации, обеспечивающие потребителей коммунальными услугами, без учета избранного метода управления домом (ЖСК/ТСЖ/УК или прочее) не имеют конкретной квалификации, и, что самое главное, у них отсутствует какая-либо мотивация, направленная на повышение или хотя бы соблюдение качественности обслуживания, а также использования коммуникационных домовых сетей, отвечающих за снабжение холодной/горячей водой, электричеством, теплом и за водоотведение.

Как результат, потребитель приобретает низкокачественную услугу, причем, в сочетании с регулярным повышением общих платежей, обосновываемых управляющей компанией повышениями расходных статей на общие нужды дома.

Подобные ошибки системного характера, законодательно не измененные еще при утверждении Жилищного кодекса РФ, привели к отсутствию у управляющих компаний стимулирующих факторов, побуждающих к качественному оказанию услуг.

Страдают от этого как все потребители, так и непосредственно организации, обеспечивающие население ресурсами. Вполне очевидным решением улучшения механизма сбора платежей будет ограничение передачи ресурса. Однако у РСО отсутствуют на это полномочия, так же как и гарантии того, что они будут получать все средства в полном объеме.

Однако проблематика вопроса не сводится лишь на недополучении РСО средств, изначально вложенных в структуру тарифа, в связи с низким процентом сбора сумм, предъявляемых потребителям для оплаты.

В последние года все более масштабными становятся случаи вывода средств УК с использованием мошеннических схем, под прикрытием изживших себя «формальных» УК, подделки документации по поводу принятия владельцами решений о подписании соглашений по осуществлению управления с новосозданными компаниями – целиком дублирующими устаревшие.

Подобная глобальная проблема может быть решена только при предоставлении ресурсоснабжающей организации юридической возможности подписания прямых договоров с каждым из жильцов (конечных потребителей), независимо от избранного метода управления домом. Этот случай подразумевает прямой сбор РСО средств от каждого из потребителей, строго по показаниям, зафиксированным приборами учета.

При данных обстоятельствах и должной организации компанией работы, должники от нее не смогут надолго скрыться. Даже когда владелец жилья сменится, долги предыдущего собственника в воду не канут, как это бывает в случае с долгами при «контроле» ситуации УК.

Сами же РСО столкнулись с необходимостью перехода к прямым договорам, так как иные варианты возврата потраченных средств попросту отсутствуют. Выходом может служить оформление банковской гарантии по оплате за ресурсоснабжение от управляющих компаний. Юридически же эта задача находится вблизи категории «невозможных».

Однако чтобы обеспечить юридическую возможность внедрения в практику прямых договоров, требуется внесение изменений в Жилищный кодекс РФ. Такого рода изменения, нацеленные на утверждение возможности заключения договоров напрямую, были внесены на рассмотрение в Госдуме, при выдвижении законопроекта с регистрационным № 500410-6.

Эти изменения впоследствии были исключены из структуры документа. Сейчас в нем остаются лишь санкции относительно неплательщиков, на которых управляющие компании смогут дополнительно проводить начисление ставки процента за использование чужих финансов, однако, лишь если срок просрочки превысил 90 дней.

Сам эффект от данного шага будет довольно небольшим: вполне возможно, какая-то доля должников будет выплачивать УК положенные средства, однако будут ли УК перенаправлять их в большем объеме организациям, поставляющим ресурсы?

В случае если в законе четко не будут расписаны прямые оплаты, ситуация также будет подпадать под прямую зависимость от того, насколько добропорядочно будут действовать компании, ответственные за управление.

От внедрения самой системы заключения договоров напрямую, появилась бы выгода и для управляющей компании. Заключая прямые соглашения между потребителями и РСО, УК будет привлечена исключительно для выполнения своих функций: обслуживания инженерных систем внутридомового размещения в структуре жилищной услуги, предоставление которой выполняется в рамках договора по управлению домом.

Теперь она не будет нести персональную ответственность за неоплаты граждан, а также за использование ресурсов сверх нормативных показателей для общих нужд дома, следовательно, объем банкротящихся УК и возбуждение в отношении них дел уголовного и административного характера существенно уменьшится.

Заключая прямые соглашения между потребителями и организацией, обеспечивающей поставку ресурсов, управляющие компании уйдут от их преимущественного риска – образования долга перед РСО, ведущего, как правило, к банкротству компаний в период от 1 до 3 лет.

В аспекте соглашения, заключаемого с потребителями, управляющая компания остается необходимым звеном, которое, согласно договору по управлению, является ответственным за взаимоотношения, возникающие между потребителями, проживающими в доме, и организацией, осуществляющей поставку ресурса.

Это означает, что в случае ухудшения качества поставляемого организацией ресурса, УК может встать на защиту потребительских интересов.

Прямые договоры между потребителями и РСО

Если в многоквартирном доме в управлении задействована УК, именно ее принято считать исполнителем коммунальных услуг, и именно она должна заниматься, преследуя интересы владельцев помещений в доме, заключением соглашений с РСО о поставке того или иного ресурса каждому из потребителей.

Эти требования продиктованы императивными нормами, содержащимися в законодательстве, отвечающем за урегулирование жилищных правоотношений:

  • Во время управления многоквартирным домом организация, осуществляющая управление, ответственна перед жильцами за оказание коммунальных услуг с учетом того, каков уровень благоустройства дома, и не может выражать отказ от оформления договора с ресурсоснабжающей организацией (согласно пункта 2.3 и пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
  • Соглашение об управлении, подписываемое между УО и жильцами, должно предполагать условия оказания коммунальных услуг (согласно пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ);
  • Управление домом должно осуществляться на основании заключенного между владельцами/пользователями помещений в доме соглашения, отображающего все условия оказания коммунальных услуг, и при должной организации и выполнении расчетов по списку предоставляемых коммунальных услуг (согласно абзацу 6 подпункта «Д» и подпункта «Ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Правительственным Постановлением № 416 от 15 мая 2013 г.);
  • Все моменты оказания коммунальных услуг владельцам и прочим пользователям обозначаются в условиях соглашения об управлении. Управляющая организация не может выразить отказ от внесения в подписываемое с ней соглашение об управлении домом ряда условий, касающихся оказания коммунальных услуг той разновидности, оказание которых допустимо при имеющемся уровне благоустройства дома. Также она не может выразить прямой отказ в предоставлении подобных коммунальных услуг (согласно подпункту «А» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительственным постановлением под № 354 от 06 мая 2011 г.).

В тот же момент, к примеру, если избран метод прямого управления многоквартирным домом, условия оказания потребителям коммунальных услуг предусматриваются прямыми соглашениями о поставке ХВС/ГВС, водоотведении, тепло-, электро-, и газоснабжении, определенными напрямую между организацией, обеспечивающей ресурсоснабжение, и владельцами помещений в доме (согласно подпункта «В» пункта 9 Правил № 354).

В этом случае РСО относится к прямым исполнителям коммунальных услуг. Когда исполнителем является управляющая организация, то последняя должна оформить с РСО соглашение, согласно которому будут приобретаться коммунальные ресурсы для дальнейшего их предоставления и распределения среди потребителей.

Организации, осуществляющие управление домом, в своем большинстве избегают подобного «навязывания» им РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, происходит ограждение УК от бремени ответственности за уровень качества предоставляемых коммунальных ресурсов и оплаты за них РСО, вместе с никому не нужной работой с неплательщиками по дебиторской задолженности.

Законодательство в жилищной сфере имеет конкретное указание того, что подписание соглашений напрямую между владельцами и РСО возможно только при способе непосредственного управления домом, при невыборе способа управления, или же с даты, когда ранее избранный метод управления домом был прекращен и до момента, когда коммунальные услуги стали предоставляться ТСЖ или управляющей организацией (согласно пункту 17 Правил № 354).

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zhkx/upravlenie-domom/upravlyayushhaya-kompaniya/mozhet-li-resursosnabzhayushhaya-organizaciya-byt-upravlyayushhej-kompaniej.html

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *