Общественный земельный контроль это

Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль это
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельный надзор » Общественный земельный контроль

Согласно статье 72.1 действующего ЗК РФ под общественным земельным контролем следует понимать деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов физических и юридических лиц в сфере земельного законодательства.

Общественный земельный контроль представляет собой отдельный негосударственный орган, цель которого наблюдение за исполнением норм действующего земельного законодательства со стороны государственных органов власти, в том числе и муниципалитета.

Понятие и функции общественного земельного контроля

Согласно статье 72.1 действующего Земельного кодекса РФ под общественным земельным контролем следует понимать правомерную деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов как физических, так и юридических лиц в сфере земельного законодательства. В частности, исполнения государством норм Земельного кодекса РФ, правомерности издаваемых актов и решений, которые принимаются.

Общественный земельный контроль выполняет очень важные функции:

  • предупредительную;
  • информационную;
  • карательную.

Так, под предупредительными мерами стоит понимать действия, направленные на то, чтобы предотвратить еще не свершившееся противоправное деяние в рамках Земельного кодекса России.

Например, муниципалитет, изъявляющий желание изъять земельный участок у собственника, собирается принять меры, которые не вписываются в действующее законодательство. Члены общественного земельного контроля могут оказать воздействие, как на муниципалитет, указав на противоправность действий, так и на собственника, который в дальнейшем сможет доказать свою правоту в суде.

Информационные меры подразумевают сбор информации о тех объектах недвижимости (земли), которая находятся на контроле у ведомств. К примеру, чаще всего именно земельный общественный контроль собирает информацию обо всех объектах конкретного субъекта федерации, которые в дальнейшем могут быть использованы для государственных или муниципальных нужд.

Не говоря уже о том, что информационные меры позволяют отследить, с какой целью используются земельные участки собственниками и представителями государственных органов. Карательные меры подразумевают привлечение всех виновных лиц к ответственности за их правонарушения.

Субъекты, осуществляющие общественный земельный контроль

Согласно действующей статье 72.1 Земельного кодекса РФ осуществлять земельный общественный контроль вправе несколько субъектов:

  • граждане;
  • общественные объединения (негосударственные);
  • любые другие некоммерческие организации.

Примечательно то, что сейчас субъекты экологического (общественного) контроля тоже представляют собой точно такой же перечень.

Любые объединения, группа граждан или организация, которая не спонсируется государством, может осуществлять контроль за исполнением норм земельного права.

Часто в практике встречаются добровольные объединения граждан, которые контролируют действия муниципальных органов в отношении земель, находящихся в их ведомстве. При обнаружении нарушений чаще всего объединения докладывают об этом в соответствующие компетентные органы для дальнейшего исполнения правосудия, а затем отслеживают его исполнение.

Осуществление общественного земельного контроля

Общественный земельный контроль, согласно статье 72.1 Земельного кодекса РФ, осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства.

Чаще всего общественный контроль начинает свое действие уже на моменте планирования распределения земельного участка, его зонирования, согласования и определения принадлежности будущих объектов, определения того, кому будет отдана на реализацию земля: физическим лицам или юридическим, реализована в государственных и муниципальных нуждах.

Кроме того, нередко общественные объединения наделяются расширенными полномочиями, после чего могут осуществлять и более расширенные функции. К примеру, способствовать проведению независимой экспертизы экологического характера.

Для реализации этого права представителям общественного контроля необходимо написать соответствующее ходатайство в муниципалитет, получить согласие на проведение этой экспертизы.

 По результатам, если обнаруживаются нарушения, представители общественного контроля в земельной сфере имеют право требовать устранения нарушений, отслеживать исполнение, жаловаться в компетентные органы при обнаружении новых нарушений и несоответствий.

Но, согласно действующему законодательству, полномочия общественного контроля по земельному праву существенно ограниченнее, чем у государственных структур.

Так, представители земельного общественного контроля не имеют права запрашивать документы по реализации земельных участков, выписывать предписания, осуществлять лицензионную деятельность.

Кроме того общественным объединениям нельзя нарушать, оглашать и использовать еще каким-то образом сведения, составляющие государственную тайну, если она стала им известна, нарушать коммерческую тайну. Не говоря уже о том, что категорически запрещается проникать на частную собственность без соответствующего документа, который выписывается только муниципальным работникам и государственным служащим.

Однако раз законодательством четко не дается определения, как именно должен осуществляться земельный общественный контроль, представители этого контроля могут проявлять инициативу. Так, при обнаружении несоответствий земельному праву представители имеют право обращаться к муниципалитету или государственным органам с требованием устранения этих самых несоответствий.

Примечательно, что существуют даже международные общественные объединения, который осуществляют контроль не только за исполнением норм земельного, но и экологического законодательства, природопользования, охотничьей и рыболовной деятельности.

Например, международное объединение «Гринпис». В его полномочия входят все вышеописанные права: они отслеживают исполнение требований по исполнению норм закона и соответствие законодательству, выдвигают инициативы по улучшению экологической обстановки, по охране животных и природы. И существует таких организаций не так уж и мало.

Также общественные объединения в земельном законодательстве, объединенные в профессиональные союзы (например, фермеров), имеют расширенный спектр полномочий. Они не только осуществляют контроль за состоянием и использованием земельных участков, но и представляют интересы работников, которые осуществляют деятельность на этой земле.

Например, земледельцы, выращивающие культуры на продажу в больших масштабах, могут ратовать за то, чтобы получить еще один земельный надел для окультуривания, находящийся в муниципальной собственности, по упрощенной форме. Общественные объединения подбирают аргументы и доказательства для реализации этого права, а муниципалитет, если нет противоречий, предоставляет землю профсоюзу.

Результаты проведения общественного земельного контроля

Муниципальный и общественный земельный контроль осуществляют наблюдение за исполнением норм земельного законодательства и соответствие определенных действий земельному законодательству. И результатом их деятельности является исправление нарушений, противоречащих нормам действующего Земельного кодекса РФ.

Так, после обращения общественного объединения в соответствующий компетентный орган, тот обязан провести проверку, выписать предписание, проследить за его исполнением. А земельный общественный контроль, в свою очередь, параллельно отслеживает, чтобы все было проведено в рамках закона.

К сожалению, есть и существенные ограничения, преодолеть которые общественные объединения пока не могут, поскольку на законодательном уровне это не прописано. К примеру, общественному земельному контролю нельзя пересекать и нарушать границы частной собственности до тех пор, пока собственник не даст на это согласия.

Поэтому самым действенным способом осуществления общественного земельного контроля являются жалобы, заявления и иски о призвании к ответственности нарушителей законодательства в земельной сфере.

При этом, судебные слушания, которые проводятся в открытой форме, не запрещают представителям присутствовать на заседаниях, выдвигать свои аргументы, предъявлять доказательства и всячески способствовать разрешению дела в рамках действующего законодательства.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemelnyj-nadzor/obshhestvennyj-zemelnyj-kontrol.html

Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль это

  1. Функции
  2. Виды
  3. Иные виды контроля
  4. Формы государственного контроля

Контроль со стороны государства, связанный с порядком охраны и использования земель, составляет разновидность земельного контроля. Это одна из основных государственных функций, суть которой отражена в ст. 71 ЗК РФ.

Земельный контроль — это действия, они осуществляются уполномоченными органами, обеспечивают соблюдение законодательства РФ, а также требования по защите земель. Все большую ценность приобретает земельный контроль в условиях рыночной экономики. Нормы права, изложенные в ЗК РФ, закрепляют права собственников, арендаторов, землепользователей и т.д.

по порядку использования участков земли.

Их право состоит в том, что они могут самостоятельно осуществлять свои функции на земельном участке по правомочиям собственников, но при условии того, что их деятельность не противоречит интересам государства, а также третьим лицам. Субъекты, которым принадлежит земля в порядке собственности, а также по иным основаниям, должны осуществлять возложенные на них договором, законом обязанности.

Функции

В качестве правовой меры земельный контроль выполняет несколько функций:

  • Предупредительная. Она ориентирована на предотвращение противоправных действий в отношении участка земли.
  • Информационная. Она направлена на сбор информации об объектах подконтрольного вида.
  • Карательная — привлечение виновных лиц к ответственности за проведение виновного деяния.

Виды

Земельный контроль бывает трех видов. Критерий разделения — сфера использования земель:

  • Государственный.
  • Общественный земельный контроль.
  • Муниципальный.

Все три вида осуществляют общую цель, которая состоит в рациональном применении земельных ресурсов.

Функции по государственному контролю возложены на уполномоченные органы власти и управления, заключаются в надзоре за соблюдением законов, требований по защите земли организациями, физическими лицами.

Этот вид контроля вне зависимости от целевого назначения участка земли осуществляется всеми субъектами, связанными с объектом недвижимого имущества различными правовыми основаниями.

Основанием проведения этого вида контроля служит Постановление высшего органа исполнительной власти от 2002 года под №833.

В систему органов контроля входят органы, относящиеся к представительной и исполнительной власти, учреждения специальной компетенции. Эти органы взаимодействуют друг с другом, осуществляют общую задачу — обеспечение охраны земель всеми субъектами права.

Проведение этой задачи выражается в основных видах деятельности государственных органов, иначе говоря, в их функциях.

Деятельность по контролю со стороны государства в непосредственном порядке возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимого имущества.

Функции по муниципальному контролю осуществляются местной администрацией, проводятся в пределах муниципального образования. Этот вид контроля проводится в точном соответствии с федеральным и региональным законодательством. Кроме этого уполномоченного органа, земельный контроль осуществляют и иные органы исполнительной ветви власти.

Организация и проведение мероприятий по этому виду контроля осуществляется в точном соответствии с основополагающими началами, которые являются основой принципов законности, презумпции невиновности, невмешательства в хозяйственную деятельность организаций, ИП.

К основным направлениям деятельности, которые реализуются должностными лицами государства в рамках проведения земельного контроля муниципального уровня, относятся:

  • определение режима использования участка земли в соответствии с российскими законами для граждан, организаций, компаний, учреждений;
  • установление требований по охране земель;
  • определение сроков для освоения земель, если эти временные промежутки установлены российским законодательством;
  • надзор над соблюдением градостроительных требований при использовании участков земли;
  • исполнение предписаний по вопросам соблюдения требований, которые установлены законом, ликвидация нарушений в использовании участков земли, вынесенных инспекторами по муниципальному контролю;
  • определение ограничительных мер в использовании земельных участков.

Как и любой другой вид контроля, надзор муниципального уровня выражается в форме проверок, осуществляемых должностными лицами, работающими в муниципальных органах.

Иные виды контроля

Общественный земельный контроль отличается от предыдущих двух видов. Обязанность по его исполнению лежит на органах общественного самоуправления, работающих в пределах территории, на иных объединениях общественного характера, гражданах.

Общественный земельный контроль касается подготовки, принятия органами исполнительной ветви власти и местной администрацией решений, которые затрагивают полномочия граждан и организаций, кроме того, на этом уровне решаются вопросы с охраной земель.

Например, 66-ФЗ от 1998 года говорит о возможности создания по решению общего собрания участников некоммерческого объединения комиссии по надзору за соблюдением земельного законодательства.

Либо в порядке осуществления государственного контроля за сферой применения земель, их охраной назначаются общественные инспекторы специально уполномоченными на это действие органами.

Должностные лица выбираются из числа тех, кто хорошо знаком с земельным законодательством, знает, как применять его на практике.

Таким образом, муниципальный и общественный земельный контроль направлены на соблюдение законов РФ, охрану земель.

По позиции направленности контроля различают внешний и внутренний контроль. Внутренний надзор происходит по распоряжению самого хозяйствующего субъекта, называется иначе производственный. В отношении организационно не подчиненных объектов контроль носит государственный характер, кроме того, проявляется в форме общественного или муниципального надзора.

Производственный контроль происходит над действиями владельцев земли, арендаторами при осуществлении ими предпринимательской деятельности на конкретном участке земли. Субъекты, использующие участок земли, обязаны по запросу Росреестра (орган государственного контроля) предоставлять информацию об организации этого вида земельного контроля.

Утверждением годовых планов производственного контроля занимаются руководители территориальных подразделений Росреестра.

Формы государственного контроля

Фактами, которые служат началам проверок, выступают:

  • План о проведении проверок (он утверждается уполномоченными органами).
  • Обращения граждан, их жалобы в государственные органы.
  • Информация из СМИ о нарушениях земельных норм права.
  • Судебные решения.

Проверка имеет свой срок, который устанавливается распоряжением уполномоченного органа. Срок не должен превышать 31 дня. Если в законодательстве известны случаи продления срока, он может быть продлен, но не больше, чем на 1 месяц.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/zemelnyj-nadzor/obshhestvennyj-zemelnyj-kontrol.html

Общественный земельный контроль в 2018 году: особенности производства, основания, порядок осуществления | Земельный эксперт

Помимо муниципального и государственного надзора в сфере землепользования следует выделить еще и общественный земельный контроль.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

В статье 72.1 ЗК РФ раскрыто определение данного понятия. Под этим термином следует понимать деятельность физических лиц, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, которая осуществляется для наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных ведомств по принятию ими решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц.

Общественный земельный контроль осуществляется в форме проверки общественного характера, а затем анализа и оценки издаваемых, уполномоченными органами актов и решений.

Такой вид надзора позволяет защитить интересы землепользователей при издании не вполне рациональных законодательных норм, а также отстоять их точку зрения во время вынесения решений, содержащих положения, идущие вразрез с российским законодательством.

Порядок осуществления общественного земельного контроля

Данная надзорная процедура выполняется согласно установленному российским законодательством регламенту. Как правило, общественные организации и граждане выполняют контролирующие функции после того, как на действия того или иного сотрудника муниципалитета поступила жалоба.

После этого, уполномоченный представитель изучает вопрос, исследует конкретный законодательный акт или решение и приходит к определенному выводу.

Общественный деятель выполняет необходимый анализ и оценку вынесенных постановлений или решений исполнительного ведомства. Также порядок осуществления данной процедуры предусматривает обращение к экспертам по отдельным вопросам.

В своей работе, представители общественного объединения руководствуются таким документом, как Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Результаты проверки

Общественная организация, прежде чем вынести окончательно решение по поданной жалобе на действия муниципалитета, должна провести ряд мероприятий, направленных на выявление нарушений в действиях уполномоченного ведомства.

В случае выявления правонарушения надзорный орган составляет акт проверки, где указывает допущенные неточности или их отсутствие. После этого выносится предписание об исправлении нарушений в определенный срок.

В случае неустранения проблемы, данный акт передается в течение 30 дней после вынесения в уполномоченный государственный орган, который, в свою очередь, имеет право обратиться в суд для оспаривания документа или действий, совершенных ответственным ведомством.

Заключение

 В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Общественный надзор выполняется соответствующей некоммерческой и негосударственной организацией либо гражданами.
  2. Целью проведения процедуры является выявление нарушений со стороны муниципалитета или иных уполномоченных ведомств.
  3. Процесс проверки предусматривает использование таких форм, как всестороннее изучение вопроса, анализ полученных сведений, выполнение оценки деятельности административного органа.
  4. Данный вид проверки позволяет защитить интересы граждан и организаций от нерациональной и противозаконной деятельности уполномоченного ведомства.
  5. Порядок проведения процедуры установлен российским законодательством.
  6. Так же как и при муниципальном надзоре, выполняется оформление специального акта и вынесение решения о совершенном правонарушении. В случае неустранения недостатков в работе, надзорный орган оставляет за собой право обращения в суд.
  7. Результаты проверки предоставляются виновному органу, а также направляются в орган государственного надзора, где выносится соответствующее решение о привлечении к ответственности, если это необходимо.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по общественному земельному контролю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут, Анастасия.

Недавно я приобрела земельный участок в собственность, однако, через месяц получила уведомление от администрации поселения, что, дескать, я нарушаю целевое назначение объекта, тем, что использую его не только в виде дачного участка, но и посадила там огород. В заключение письма было сказано, что если я не внесу исправления в течение 30 дней с момента получения письма, то мой земельный участок будет изъят.

Насколько я знаю, данная претензия абсолютно неправомерна и поэтому я обратилась к сотруднику администрации за разъяснениями. Внятного объяснения я не услышала и единственное, что смогла понять, так это то, что вынесенное решение было составлено на основании федерального акта.

Подскажите, могу ли я оставить огород и одновременно решить вопрос с администрацией? Что мне для этого сделать и куда обратиться?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Судя по тем сведениям, которые вы предоставили, сотрудник местной администрации нарушил положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.

2003, которые указывают на то, что, прежде чем выносить решение, необходимо определить степень вины владельца земли.

В данном случае никакого правонарушения с вашей стороны нет, поскольку ведение дачного хозяйства предполагает разбивку сада и организацию огорода. Разумеется, требования муниципалитета в данном случае неправомерны.

Чтобы решить проблему, вы можете действовать двумя путями. Вновь обратиться в администрацию и попросить разобрать ваш вопрос повторно. А можете подать жалобу на действие административного органа в общественную организацию, осуществляющую общественный контроль в сфере землепользования.

Второй вариант предпочтительнее, поскольку будет проведена полная проверка деятельности администрации в вашем вопросе и вынесено объективное решение.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/obshhestvennyj-zemelnyj-kontrol/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *