Оборот земельных участков это

Оборот земельных участков

Оборот земельных участков это
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Оборот земельных участков

Статья рассказывает о правовом регулировании оборота земельных участков в России

Особенности оборота земельных участков заключаются в специфике процесса передачи прав на землю как имущественного и хозяйственного объекта посредством установленных гражданско-правовым и земельных законодательством правил.

Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.

Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.

Исключение составляли приусадебные участки, отнесенные к личной собственности граждан, но их нельзя было купить или подарить. Только взять с разрешения государства в аренду для хозяйственных нужд.     

Гражданско-правовой режим земельных участков

Право частной собственности на землю было закреплено в ст. 9 Конституции России, принятой в декабре 1993 года и позже конкретизировалось в положениях ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), принятой в 1994 году.

Управленческая основа оборота земли как объекта недвижимости была сформирована после утверждения в 2001 году Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). Новое законодательство установило порядок регулирования земельных отношений, определило перечень их участников (ст. 6), выделило основу правового статуса земель — разных по категории и целевому назначению.

Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст.

130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ).

По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.

К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.

Возникновение прав на земельные участки

Согласно ст. 25 ЗК РФ, основания возникновения прав на землю устанавливаются гражданским законодательством. Перечень оснований для приобретения земельного участка содержится в ст. 8 ГК РФ. Получить землю в собственность или владение можно, если заключены соответствующие сделки. Ими могут быть, в частности: 

  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Договор ренты или пожизненного содержания с иждивением;
  • Договор аренды.

Предметом сделки будет земельный участок или право на него – субаренда, частный или публичный сервитут.

Основания передачи государственных или муниципальных земель устанавливаются в ЗК РФ. Возможно решение государственного органа или муниципалитета о предоставлении земли бесплатно в собственность или бессрочное пользование.

Право на землю может быть установлено судебным решением. Так, суд признает право государственной или муниципальной собственности на бесхозный участок (на основании ст. 225 ГК, ст. 53 ЗК РФ).

Осуществление прав на земельные участки

Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.                          

Вещные права на земельные участки (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) устанавливаются на основании сделки, решения государственного (муниципального) органа или суда.

Так, ограниченное правомочие по использованию чужого (соседнего) земельного участка может быть установлено соглашением между собственниками или решением суда о частном или публичном сервитуте.

                                                                                               

К обязательственным правам на землю относится аренда, право бесплатного срочного пользования. Например, собственник участка передает на время землю другому хозяйствующему субъекту или гражданину для целевого использования – постройки дома (ИЖС), занятия сельским хозяйством и другой коммерческой деятельностью. Такие отношения устанавливаются на основании сделки.

Защита прав владельцем участка возможна способами, указанными в ст. 12 ГК РФ. Восстановление собственности или другого правомочия на землю осуществляется в судебном порядке. Возможны требования по компенсации имущественного и морального вреда, возмещение убытков (при порче земли и загрязнении природных объектов), взыскание неустойки.

Прекращение прав на земельные участки

Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора.

Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред.

Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.

Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemelnyj-uchastok/oborot-zemelnyh-uchastkov.html

Оборот земельных участков это

Оборот земель за определенный период — это «система перераспределения земельных участков между участниками земельных отношений: собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами и другими категориями соучастников в результате заключения сделок на земельном рынке, универсального правопреемства (в частности наследования) или иного разрешенного действующим законодательством способа»[18].

Вовлечение земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности не нее вызвало необходимость развития гражданско – правовых элементов при регулировании земельных отношений. Это привело к появлению главы 17 ГК РФ и соответствующих норм ГК РФ, допускающих оборот земель в различных формах. кодекс РФ вел специальную главу, посвященную возникновению прав на землю, которая открывается ст.

Тюменская городская дума решение от 27

Собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, в аренду, обменивать, а также передавать участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. д) земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для государственной безопасности, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти и предусмотренных их решениями.

Справочник строителя, Правовые аспекты

ГСК РФ в ст.

58 предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ней лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности. Прежде чем остановиться на новых положениях Закона об ипотеке, нужно рассмотреть общие понятия, особенности самой ипотеки, позволяющие понять особенности данной разновидности залога.

Земельными участками

1.

Действия подразделяются на правомерные и неправомерные, а события — на кратковременные и для­щиеся. Все правомерные действия и события, вслед­ствие которых возникают субъективные права на землю, составляют земельный оборот, т.е.

переход уча­стков от одних лиц к другим, а также переход государствен­ных и муниципальных земель гражданам и юридическим ли­цам на законных основаниях.

Особенности оборота земель Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения.

Оборот обеспечивает передачу прав на участок от одного лица к другому. Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования. Выделяются две категории земель по отношению к их возможности вовлекаться в сделки: земельные участки, оборот которых разрешен; земли, изъятые из; земли, частично изъятые из.

Понятие оборота земельных участков

В ЗК РФ содержится ряд норм, устанавливающих общие начала оборо­та земельных участков: устанавливаются определенные требования к оборо-тоспособности и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно обороту земель, установлены критерии изъ­ятия из и ограничения в обороте участков.

Состояние экономики нашего государства находится в прямой зависимости от того, насколько рационально используются национальные природные ресурсы, в том числе и земля.

Вовлечение земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности не нее вызвало необходимость развития гражданско – правовых элементов при регулировании отношений.

Это привело к появлению главы 17 ГК РФ и соответствующих норм ГК РФ, допускающих оборот земель в различных формах. Земельный кодекс РФ вел специальную главу, посвященную возникновению прав на землю, которая открывается ст.

По общему правилу, закрепленному в ст.

129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты или не ограничены в обороте.

Указанное правило допускает возможность изъятия и ограничения в объектов гражданских прав земельным законодательством. Исчерпывающий перечень изъятых из оборота участков содержится в п.4 ст.

Сделки с земельными участками

Сделки — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Особенности оборота земельных участков находят отражение в содержании соответствующих сделок с землей. Общие положения гражданско-правового института сделок с имуществом применяются в земельном обороте. Земельное законодательство предусматривает особенности совершения, например, сделок купли-продажи земельных участков, обусловленные необходимостью обеспечения публичных интересов.

Источник: http://juridicheskii.ru/oborot-zemelnyh-uchastkov-ehto-38415/

Глава 7

СДЕЛКИКАКОСНОВАНИЕВОЗНИКНОВЕНИЯИПРЕКРАЩЕНИЯПРАВНАЗЕМЛЮ

Какуже говорилось ранее, сделки являютсяодним из правовых основанийвозникновения и прекращения прав наземельные участки.

Важность этого правовогоинститута, большой объем норм, регу­лирующихсделки, а также и то, что заключение,реализация и пре­кращение сделоквключают в себя широкий круг отношений,обусло­вилито, что рассмотрение этого вопросавыделено в самостоятельную главу.

Посколькузаключение сделок с земельными участкамиявляется одним из основных способоввключения их в оборот, данная главаобращаетсяк рассмотрению понятия и содержанияоборота земель­ныхучастков.

§ 1. Правовое регулирование оборота земельных участков

ДействующийЗемельный кодекс РФ не содержитспециального разделаоб обороте или сделках с земельнымиучастками. Однако это неозначает, что земельное законодательствоне регулирует этот круг отношений.

В ЗК РФсодержится ряд норм, устанавливающихобщие начала оборотаземельных участков: устанавливаютсяопределенные требования коборотоспособности и соответственнообороту земель, установлены критерииизъятия из оборота и ограничения вобороте земельных участ­ков.

Понятие оборото­способности зе­мельного участка. Правовое регули­рование оборота земельных участ­ков

В качественедвижимого имущества земель­ныйучасток наделен таким правовым каче­ством,как оборотоспособность. Подоборо-тоспособностьюсогласно ст.

129 ГК РФ, установившейобщее понятие оборотоспособ­ностигражданских прав, следует пониматьвозможностьземельного участка свободно отчуждатьсяили переходить от одного лицак другомув порядке универсального правопреемства(наследование, ре­организацияюридического лица) либо иным способом,если они не изъятыиз оборота или не ограничены в обороте.Из общего положе­нияоб оборотоспособности земельных участковисходит и ст. 260 ГК РФ,которая устанавливает, что лица, имеющиев собственности земельный участок, вправе продавать его,дарить, отдавать в залог или сдаватьв аренду и распоряжаться им иным образом(ст. 209 ГК РФ) постольку,поскольку соответствующие земли наосновании закона не исключеныиз оборота или не ограничены в обороте.

Ограничениеили изъятие из оборота определеноЗемельным ко­дексом как утвержденныезаконом условия, при которых земельныеучасткине могут переходить в собственностьустановленных субъек­тов(граждан, иностранных граждан, иных лиц— участников оборота), атакже не могут быть объектом сделок.

При этомземельные участки, изъятые из оборота,в соответствии суказанной статьей ГК РФ должны бытьпрямо указаны в законе, а земельныеучастки, ограниченные в обороте(ограниченно оборото-способные),определяются в порядке, установленномзаконом. И в со­ответствиис ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природныересурсы могут отчуждаться или переходитьот одного лица к другому иными способамив той мере, в какой их оборот допускаетсязаконами оземле и других природных ресурсах.

Такимобразом, ограничение, изъятие из оборота,ограничение оборота,а также и допущение к обороту земельныхучастков должны бытьурегулированы земельным законодательством,а именно Земель­ным кодексом РФ, инымифедеральными законами.

К упомянутымфедеральнымзаконам прежде всего следует отнестите из них, кото­рыеустанавливают особые требования кобороту иной, прочно свя­заннойс землей недвижимости, и прежде всегоприродных объектов.

Вданном случае следует иметь в видуЛесной кодекс Российской Фе­дерации,который устанавливает, что лесной фондРФ находится в федеральной собственности,Водный кодекс Российской Федерации,которым определено, что большинствоводных объектов находится в собственностигосударственной.

Упомянутые нормыданных федераль­ныхзаконов существенно ограничивают вобороте земельные участки, накоторых расположены эти объектынедвижимости.

Наосновании закона и в установленном импорядке определяют­сяземли сельскохозяйственного и иногоназначения, использование которыхдля других целей не допускается илиограничивается.

Следуетзаметить, что сейчас отношения попереходу прав на зе­мельныеучастки путем заключения сделкидостаточно активно регули­руютсязаконодательством субъектов РФ, и кэтому нет четких право­выхпрепятствий.

Статья 129 ГК РФ устанавливает,что земля и другие природныересурсы могут отчуждаться или переходитьот одного лица кдругому иными способами в той мере, вкакой их оборот допускает­ся законамио земле и других природных ресурсах, азаконодательство оземле в соответствии со ст.

72 КонституцииРФ находится в совмест­номведении РФ и субъектов РФ.

Однако,признавая права субъектов, неследует забывать, что ощутимые разногласияв регулировании пере­ходаземельных участков от одного субъектаРФ к другому противоре­чатнеобходимости обеспечения единогоэкономического пространства иединой государственной земельнойполитики на территории Россий­скойФедерации, тем более в условиях современнойнестабильности зе­мельныхотношений.

Существующиепробелы в законодательном регулированиисделок сземельными участками в известной степенимогут быть оправданы, посколькуроссийская правовая система толькоосваивает рынок зе­мельныхучастков, легализованный в странесравнительно недавно. Дляадекватного регулирования данныхотношений право обязано вернооценивать роль рынка земельных участковв экономических от­ношениях,социальные и политические последствияразвития этого рынка.

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Уяснениеограничения оборотоспособно­стиземельных участков важно в том чис­летем, что согласно Земельному кодексуРФ только участки, не изъятые из оборо­та,могут быть объектами сделок.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФустанавливается закрытый переченьзе­мельныхучастков, изъятых из оборота. Этоозначает, что иными нор­мативнымиактами, в том числе федеральными законами,не могут бытьустановлены иные виды земельных участков,изъятых из оборо­та,в сравнении с уже указанными настоящимКодексом.

Всоответствии с ЗК РФ из оборота изъятыземельные участки, занятыенаходящимися в федеральной собственностиследующими объектами:

  1. государственными природными заповедниками и националь­ ными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 на­стоящего Кодекса);

  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Феде­рации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

  1. объектами организаций Федеральной службы безопасности;

  1. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

  2. объектами использования атомной энергии, пунктами хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ;

  3. объектами, в соответствии с видами деятельности которых соз­даны закрытые административно-территориальные образования;

  4. исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

  1. воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническимисооружениями, линиями связи икоммуникациями,возведенными в интересах защиты и охраныГосу­дарственнойграницы Российской Федерации.

Ограниченыв обороте находящиеся в государственнойили муни­ципальной собственностиследующие земельные участки:

  1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не ука­занные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

  2. в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами;

  1. занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

  2. занятые особо ценными объектами культурного наследия наро­дов Российской Федерации, объектами, включенными в Список все­мирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  3. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

  4. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых адми­нистративно-территориальных образований;

  5. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том чис­ле морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, со­оружений навигационного обеспечения воздушного движения и судо­ходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирова­ния международных транспортных коридоров;

  6. предоставленные для нужд связи;

  7. занятые объектами космической инфраструктуры;

  1. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

  2. предоставленные для производства ядовитых веществ, нарко­тических средств;

  3. загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся де­градации земли.

Кземельным участкам, изъятым из оборота,отнесены в первую очередьгосударственные природные заповедникии национальные парки,как особо охраняемые природные территории,находящиеся вфедеральной собственности. Согласност.

95 ЗК РФ в случаях, пре­дусмотренныхфедеральными законами, допускаетсявключение в зем­лиособо охраняемых природных территорийземельных участков, принадлежащихгражданам и юридическим лицам на правесобствен­ности.

Далее, изъятыми из оборота являютсяземли, на которых рас­положеныобъекты, обеспечивающие государственнуюбезопасность и оборону, а также объектыатомной промышленности государства.

В целом,поскольку размещение перечисленныхобъектов является основаниемдля изъятия соответствующих земель изоборота, следует считать,что за прекращением (ликвидацией) данныхобъектов в уста­новленномпорядке должно следовать снятие запретана оборот земель­ныхучастков.

Земельныеучастки, изъятые из оборота, могут бытьвключены в оборотпри соблюдении условий, установленныхспециальным законо­дательством,в зависимости от категории земель либов зависимости отизменений в правовом режиме объектанедвижимости, располо­женнойна данном земельном участке.

В отношении регулированияоборота земель сельскохозяйственногоназначенияЗемельный кодекс РФ придерживаетсяпозиции, согласно которойоборот земель данной категории долженрегулироваться спе­циальнымфедеральным законом. При этом п. 7 ст. 27ЗК РФ исклю­чениесделано для земельных участковсельскохозяйственного назначения,предоставленных гражданам для указанныхв пункте целей и не изъятыхиз оборота.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5642028/

Земельные участки, ограниченные в обороте: что это значит, как их ограничивают и почему?

Лесной массив в водоохранной зоне

Земельные участки, ограниченные в обороте – это те паи, владение которыми ограничено для населения, по объективным, с точки зрения России (ее управляющих и законодательных органов).

Регулируется данный вопрос Земельным Кодексом.

Чтобы выяснить, каким правилам или предписаниям подчиняется земельное хозяйство страны, следует заглянуть в документ, где собраны все подобные законы – в Земельный Кодекс.

Способы ограничения оборота земли

Статья двадцать седьмая говорит о двух способах препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:

  • Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи. Лес (участок, занятый им).
  • Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
  • Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
  • Та земля, что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
  • Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
  • Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
  • Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
  • Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или государства.
  • Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
  • Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.

Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие условия: участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).

Принцип разделения земель

По статье седьмой из Земельного Кодекса принципы разделения земли основываются прежде всего на их назначении или, как говорят, целевом назначении. По способам использования той или другой территории, она может быть отнесена к одной из специальных категорий.

Назначение земель

Следуя вышесказанному, правовой режим определяют для каждой земли (участка), руководствуясь принадлежностью к одному из видов допустимого или неразрешенного использования.

Назначение по целям использования может быть таким:

  • Для с/х.
  • Земли города, села и так далее.
  • Территория, где стоят заводы и другие промышленные предприятия.
  • Земли, которые находятся под организациями энергетической сферы.
  • Территория транспорта и транспортных организаций.
  • Земля для вещания (радио– и теле-).
  • Территория для предприятий, занятых в космической сфере.
  • Земля для обороны и обеспечения безопасной жизни людей.
  • Территории другого спец.назначения.
  • Лес.
  • Земли, специально охраняемые государством.
  • Водные ресурсы.
  • Земля, относящаяся к запасу.

К сожалению, столь четкое подразделение территорий по разным категориям земель из-за несовершенства законодательной базы и противоречия между собой норм, на практике не всегда работает. Увидеть картину в общем можно на простом примере.

Допустим, одному государственному предприятию дали в распоряжение два типа земель: сельскохозяйственные и земли населенных пунктов. Далее события развивались следующим образом.

Указанная государственная организация была внесена в Свод, содержащий информацию об особо важных и ценных объектах страны, относящихся к культурно-историческому наследию страны. Теперь возникает следующий вопрос: нужно ли ограничивать в обороте эти участки?

Здесь есть два противоположных варианта ответа и все они следуют из Земельного Кодекса:

  • Первый – да, нужно, так как пункты четвертый и пятый двадцать седьмой статьи говорит о том, что территории, занятые (находящиеся) под объектами, описанными выше, относят к тем, что в обороте ограничены.
  • Второй – нет, не нужно, так как, согласно девяносто девятому разделу, земля “наследия” относится к исторической категории территорий (или культурной). Далее, такие территории относятся по статье девяносто четвертой к отдельной категории и вместе с этим они автоматически являются ограниченными для оборота.

Вот тут и кроется противоречие: как земли, изначально позиционируемые, например, как сельскохозяйственные, могут быть отнесены к совершенно иной категории? Благо, что именно такой случай с переопределением категории, к которой относятся те или иные территории, может быть урегулирован пунктом десятым статьи восемьдесят пятой.

Там говорится о том, что в пределах населенных пунктов могут наступать изменения в категории земель и они могут переходить в иные категории, если они имеют особое природоохранное значение, а также научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное либо иное, особо ценное значение.

Получается, что в данном конкретном примере вопрос решается обращением к этой статье и изменением на законных, легитимных основаниях статуса земель. А значит, эти населенные земли можно ограничивать в обороте.

Единственное, что останется не решенным – это вопрос с сельскохозяйственными землями, которые также были отведены государственному предприятию.

Для решения данного вопроса нужно следовать общей логике земельного законодательства. Что представляет собой представленная категория территорий?

Сельскохозяйственные земли – это сельскохозяйственные угодья, включающие хозяйственные дороги, лесные насаждения, призванные защищать от антропогенных и иных вредных факторов, коммуникации, водные объекты, а также помещения и другие объекты, использующиеся для хранения, первичной обработки производимой сельскохозяйственной продукции.

К таким угодьям относятся сенокосы, пашни, залежи, пастбища, земли с дорогами, коммуникациями и лесными насаждениями, если они являются неотъемлемой частью процесса производства сектора сельского хозяйства. На первый взгляд такие территории не могут иметь культурное, историческое значение, кроме случая обнаружения древней цивилизации в недрах.

Значит, следуя логике земельных законов, такие земли не ограничиваются в обороте. Следуя принципу целевого назначения, также эти территории не должны менять своего статуса.

Еще один пример несоответствия правовых свобод и обязанностей (относящихся к земле) друг другу. Если в городе расположен объект, который имеет прямое отношение к оборонной промышленности, к какому виду земель его нужно отнести?

С первого взгляда – это промышленная земля, а со второго – территория, занятая под пункт постоянного проживания людей. Опять нестыковка – ведь пределы последнего не должны перетекать, соединятся либо обоюдно переплетаться с границами населенных земель, объединенных общим названием и официально зарегистрированных, как населенные пункты, отведенные в пользование населению России или юр.лицам.

Еще одним принципом разделения территорий по категориям является обязательное ограничение в обороте тех участков, которые заняты обороной государства, ее обеспечением, а также участки, отведенные для таможенных нужд. Перечень тех объектов, которые попадают под такое описание характеристик, обновляется периодически для внесения корректив.

Чем определяются ограничение оборота участков

Земли сельхозназначения

Земельные участки ограниченные в обороте определяются их оборотоспособностью.

Что это за юридическое понятие?

Источник: http://VyborPrava.com/zemlja/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote.html

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

8) утратил силу;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 27 ЗК РФ «Ограничения оборотоспособности земельных участков». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 27 ЗК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Источник: http://FinansovyeSovety.ru/statya27-zk-rf/

Ограничение оборотоспособности земельных участков в 2018 году, фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ограничения некоторых видов земельных участков | Земельный эксперт

В статье 27 Земельного кодекса РФ дается такое понятие, как ограничение оборотоспособности земельных участков. Согласно законодательному положению, те земельные площади, которые были исключены из оборота, не могут поступать в частную собственность и выступать в качестве объектов правовых сделок.

Оборотом земельных участков признается распоряжение граждан, юридических и уполномоченных лиц территориями, принадлежащих субъектам правоотношений по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Исключением являются только те ситуации, когда использование таких земельных фондов не запрещено федеральным законодательством. Земли могут быть полностью исключены из эксплуатации, а могут быть частично ограничены в обороте.

Земли, изъятые из оборота

В земельном кодексе РФ, в п. 4 ст. 27 определены земельные участки, изъятые из оборота. Согласно положению, существенным условием изъятия, является то, что на этих территориях имеются нижеперечисленные объекты федеральной собственности:

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

На основании со ст. 95 ЗК РФ, в исключительных случаях в этот перечень могут быть включены и зоны, принадлежащие гражданам и юридическим лицам как с последующим изъятием, так и без такового.

Перечисленные земли нельзя передавать в качестве объекта частной собственности. Также они не должны выступать в роли объекта правовых сделок.

Земли, ограниченные в обороте

Территории могут быть не только исключены из использования, но и ограничены в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На каждой площади должны находиться строения, принадлежащие по праву собственности муниципалитету. Список таких территорий следующий:

  • Земли с находящимися на них природными парками и заповедниками, земли лесного и водного фонда, если они не изъяты из оборота.
  • Территории, где расположены объекты культурного наследия, исторические ценности, археологические памятники.
  • Постройки, выполняющие функции оборонительных сооружений, включая промышленные комплексы.
  • Закрытые административно-территориальные образования.
  • Транспортные узлы, комплексы, пункты, морского, воздушного и сухопутного типа.
  • Пункты связи, космические комплексы, гидротехнические сооружения, химические предприятия, где производятся ядовитые и наркотические препараты.
  • Полигоны радиоактивных отходов, загрязненная территория.
  • Земли, зарезервированные для нужд государства или муниципалитета.
  • Площади, находящиеся в первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, предназначенных для использования в быту.

В качестве основного требования по ограничению оборотоспособности земельных участков является невозможность передавать их в личное пользование и владение, а также использовать в юридических сделках. Эксплуатировать данную землю возможно лишь в случаях, прописанных в федеральном законодательстве.

Особенности ограничения некоторых видов земельных участков

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения упоминается в одноименном ФЗ №101 от 24.07.2002 года. Объектом действия данного закона не являются площади, которые предоставлены населению для возведения личных построек, организации ЛПХ, сада или огорода.

Исключение из оборота таких территорий может быть выполнено лишь тогда, когда земли истощились в результате неправильной эксплуатации или будут использованы более рационально. В последнем случае владельцу возмещается стоимость участка.

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса, исключается проведение приватизации наделов, лежащих в прибрежных полосах, а также зон, на которых располагаются пруды, водные карьеры. Ограничения накладываются только на площади, расположенные в местах общего пользования.

По закону прибрежной полосой считается зона, расположенная вдоль береговой линии какого-либо водоема. Ширина такой территории должна быть 20 метров, кроме водоемов и русла рек, длиной до 10 км. Для таких объектов прибрежная полоса составляет 5 метров.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. Уполномоченные государственные органы имеют право выполнить изъятие земельных наделов из общего оборота или частично ограничить их использование.
  2. Существенным условием для изъятия земель является наличие на площади строений особой федеральной принадлежности. В рамках земельных правоотношений обозначен список зон, которые подлежат обязательному исключению из оборота. К ним относятся промышленные и парковые площади, места дислокации армейских частей, ядерные полигоны и другие земли.
  3. Ограничения в эксплуатации могут быть предусмотрены для участков, которые также обозначены в земельном кодексе.
  4. В отношении прибрежных территорий и сельскохозяйственных предусмотрен запрет на приватизацию, а также изъятие земель, если они истощились по причине нерационального использования или необходимы государству.
  5. Исключенные земли запрещается передавать гражданам в частную собственность и использовать их в виде объекта иных юридически значимых сделок.

Список законов

  • Статья 27 ЗК РФ
  • Статья 95 ЗК РФ
  • ФЗ №110 от 24.07.2002

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ограничению оборотоспособности земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Геннадий. Я являюсь владельцем дома, который принадлежал моему дедушке, известному поэту-современнику.

Сейчас из дома местные власти намерены сделать музей, и намереваются исключить земельный участок из оборота. Я ничего не имею против, однако, это мое наследство, и я хотел бы получить компенсацию стоимости унаследованной площади.

Подскажите, каким образом осуществляется процедура изъятия, могут ли мне возместить стоимость земли, и могу ли я отказаться от данного предложения?

Ответ: Здравствуйте, согласно п. 5 с. 27 ЗК РФ, ограничение оборотоспособности земельных участков происходит, если на них имеется постройка, представляющая собой объект культурного наследия. В вашем случае, если дом таковым действительно является, муниципалитет имеет право изъять землю с целью организации музея.

Что касается компенсации, то администрация обязана возместить вам стоимость земельного участка по рыночным расценкам, а перед непосредственным перефоормлением имущества в муниципальную собственность уведомить о совершении процедуры.
Особенностью этого действия является то, что вы не имеете права отказаться от сделки, и изъятие выполняется в принудительном порядке. Тем не менее, решение местного органа власти вы можете обжаловать в суде.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/ogranichenie-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *