Коллегиальный орган управления общеобразовательной организации это

Коллегиальный орган управления — это что такое?

Коллегиальный орган управления общеобразовательной организации это

Словосочетание «коллегиальный орган управления» довольно часто мелькает в СМИ, в деловой литературе, в документации. Попробуем детально разобраться, что же оно означает в общем, а также в узких специализациях.

Общее значение

В наиболее широком смысле коллегиальный орган управления — это организация исполнительной власти, в которой основные проблемы и вопросы решаются путем совместного обсуждения, дискутирования, учета мнения каждого из членов коллегии.

Правильным считается то решение вопроса, за которое высказывается большинство. Затем данное решение оформляется в виде правового акта и подтверждается подписью председателя коллегии. Примером такого органа может служить Правительство РФ.

Виды коллегиальных органов

В целом органы власти делятся на единоличные и коллегиальные, в зависимости от числа ответственных лиц. Коллегиальность, в свою очередь, подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная коллегиальность — такой тип, при котором нижестоящие должностные лица участвуют в обсуждении вопросов и проблем, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц.

Горизонтальная коллегиальность — такой тип, при котором групповое обсуждение проблем происходит только кругом лиц, имеющих компетенцию на их решение.

Коллегиальный высший орган управления

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, — это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация.

Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Коллегиальные органы государственного управления — самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями.

Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции.

Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям.

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности — управление.

Управление образовательной организацией

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец — ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

Обязательный коллегиальный орган управления — это:

  • Собрание работников данного образовательного учреждения — в составе его полномочий трудовые, профессиональные, социально-экономические вопросы касаемо отношений работник-руководитель.
  • Педагогический совет — орган школьного самоуправления, решающий вопросы относительно качества и уровня знаний учеников или студентов, повышения уровня квалификации преподавателей или учителей.

Факультативный коллегиальный орган управления — это:

  • Попечительский совет — орган, осуществляющий контроль за расходованием материальной поддержки, оказываемой образовательному учреждению.
  • Управляющий совет — орган, куда входят родители учащихся, решения которого обязательны для администрации организации.
  • Наблюдательный совет — контрольно-надзорный орган управления образовательной организацией.
  • Прочие органы.

Источник: http://fb.ru/article/296510/kollegialnyiy-organ-upravleniya---eto-chto-takoe

7. Организация работы коллегиальных органов управления в дошкольной образовательной организации

Реализацияпринципа единоначалия и коллегиальностив управлении ДОО. Специфика коллегиальногоуправления. Характеристика партисипативногоуправления. Нормативные документы,регламентирующие работу органовсамоуправления ДОО.

Формы коллегиальногоуправления образовательным учреждением:Совет трудового коллектива. Совет ДОО,попечительский совет, общее собраниетрудового коллектива, педагогическийсовет и т.д.

Задачи, содержание, формы и технология организации работы органовсамоуправления ДОО.

1. Обозначьте назначение и функции Совета педагогов доу. Каким образом организуется подготовка заседаний Совета педагогов доу? (вопрос 7)

Всехпедагогов дошкольного учрежденияобъединяет Совет педагогов (педагогическийсовет). Совет педагогов является постояннодействующим коллегиальным органомдошкольного учреждения. Он создаетсяв дошкольных учреждениях всех видов,типов и профилей независимо отведомственной подчиненности, гдеработает более трех педагогов.

ЗадачиСовета педагогов: определение путейреализации избранного содержанияобразования дошкольников (путей, программвоспитания, обучения дошкольников);повышение уровня образовательногопроцесса, развитие способностей иинтересов детей; повышениенаучно-педагогической квалификациипедагогов, развитие их творческойинициативы; внедрение в практикудостижений педагогической науки ипрогрессивного педагогического опыта.

Всоответствии с возложенными на негозадачами Совет педагогов рассматриваетследующие вопросы: утверждает планыработы дошкольного учреждения и Совета;при необходимости вносит предложенияв городские (районные) отделы образованияпо режиму работы дошкольного учреждения;определяет пути дифференциацииобразовательного процесса; принимаетрешения о проведении экспериментальнойработы по всем направлениям деятельности.

СоставСовета педагогов: заведующий (председатель),заместители председателя, воспитатели,заместитель заведующего по основнойдеятельности, музыкальные руководители,руководители физического воспитанияи другие педагогические работники.Совет педагогов работает по плану,который утверждается Советом на каждыйучебный год. При необходимости могутпроводиться внеплановые заседания.Порядок работы Совета педагоговопределяется уставом дошкольногоучреждения.

Советпедагогов помогает в формированииколлектива единомышленников, создаетусловия для анализа и оценки своихпедагогических установок, принципов всоответствии с требованиями современнойнауки и передовой практики.

7. Организация работы коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения

Реализацияпринципа единоначалия и коллегиальностив управлении ДОУ.

Вуправлении ДОУ единоначалие иколлективность выступают какпротивоположности единого процесса.Наиболее важные вопросы жизни идеятельности ДОУ рассматриваются наколлегиальном уровне.

В управлении ДОУсоотношение единоначалия и коллегиальностипроявляются в решении вопросов напедагогическом совете, общем собраниии т.д.

Коллегиальность находит наибольшеевыражение в процессе обсуждения ивыработки решения, а единоначалие – враспоряжениях руководителя.

Спецификаколлегиального управления. Характеристикапартисипативного управления.

Концепцияпартисипативного управления базируетсяна предпосылке, что если сотрудникзаинтересованно принимает участие вдеятельности ДОУ и получает от своеготруда удовлетворение, то он работаетболее производительно и качественно.

Партисипативное управлениеоткрывает работнику частный доступ кпринятию решений по управлению ДОУ ввиде разнообразных форм самоуправленияи «кружков качества». Участие в управлениимотивирует человека к лучшему выполнениюработы, что в итоге сказывается напроизводительности и качестве.

Партисипативное управление может бытьреализовано на базе следующих предпосылок:работники получают право самостоятельнопринимать решения по поводу того, каким осуществлять трудовуюдеятельностьпо выполнению планового задания (гибкийграфик работы, личный контроль качества,технология решения задач); работникипривлекаются их непосредственнымруководителем к принятию групповыхрешений по вопросам производства;функциональные подразделения создаютсяс учетом пожелания работников. Этимдостигается возможность превращениянеформальных групп в формальныеподразделения. Партисипативное управлениепозволяет связать мотивы, стимулы ипотребности людей, работающих в группах,на основе разнообразных форм самоуправлениятрудовых коллективов. Работник реализуетсвои потребности самовыражения, признанияи принадлежности к социальной группе,а организация достигает важнейшихрезультатов – высокой производительностии качества

Нормативныедокументы, регламентирующие работуорганов самоуправления ДОУ.

Деятельностьобщего собрания коллектива регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положениемоб общем собрании коллектива.

Деятельностьпедагогического совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положением опедагогическом совете.

Деятельностьуправляющего совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, Положениемоб управляющем совете ДОУ.

Деятельностьпопечительского совета регулируетсяЗаконом РФ «Об образовании», Типовымположением о дошкольном образовательномучреждением, Уставом ДОУ, ПостановлениемПравительства РФ «Об утверждениипримерного положения о попечительскомсовете общеобразовательного ДОУ»,Положением об общем собрании коллектива.

Формыколлегиального управления образовательнымучреждением: Совет трудового коллектива.Совет ДОУ, попечительский совет, общеесобрание трудового коллектива,педагогический совет и т.д. Задачи,содержание, формы и технология организацииработы органов самоуправления ДОУ.

Общеесобрание коллективасодействует осуществлению управленческихначал развитию инициативы работниковДОУ. Общее собрание коллектива содействуетрасширению коллегиальных, демократическихформ управления ДОУ и воплощения в жизньгосударственно-общественных принципов.

Общее собрание коллектива содействуетреализации права ДОУ на самостоятельностьв решении вопросов, способствующихоптимальной организации образовательногопроцесса и финансово-хозяйственнойдеятельности. Общее собрание коллективаформируется из всех работников ДОУ.

Ккомпетенции Общего собрания коллективаотносится: принятие коллективногодоговора, правил внутреннего трудовогораспорядка, положения о премированииработников ДОУ, положения о дополнительныхплатных услугах, договора между ДОУ иродителями (законными представителями)ребенка, годового плана ДОУ и иное; разработка и принятие Устава ДОУ,представление его на утверждение; избрание представителей работников вкомиссию по трудовым спорам ДОУ; созданиерабочей группы из коллектива ДОУ поразработке изменений и дополнений вУстав, в том числе изменений в виде новойредакции Устава; определяет тайныманием первичную профсоюзнуюорганизацию, которой поручает формированиепредставительного органа на переговорахс работодателем при заключенииколлективного договора, если ни однаиз первичных профсоюзных организацийне объединяет более половины работниковДОУ; утверждает коллективные требованияк работодателю; избирает делегатов наконференцию по выборам Управляющегосовета ДОУ или другого органасамоуправления. Общее собрание коллективаорганизует взаимодействие с другимиорганами самоуправления ДОУ –Педагогическим советом, Родительскимкомитетом, Управляющим советом,Попечительским советом.

Главнымизадачами Педагогическогосоветаявляются: реализация государственной,региональной, муниципальной политикипо вопросам образования; определениенаправления образовательной деятельностиДОУ, разработка программы развития ДОУ;повышение профессионального мастерства,развитие творческой активности педагогического коллектива ДОУ;ознакомление с достижениями педагогическойнауки и передовым педагоги­ческимопытом и внедрение их в практическуюдеятельность ДОУ. Членами Педагогическогосовета являются все педагогические иадминистративные работники, а такжемогут быть председатель Управляющегосовета и председатель Родительскогокомитета ДОУ. К компетенции Педагогическогосовета относится: определение направленияобразовательной деятельности ДОУ;обсуждение и выбор различных вариантовсодержания образования, форм, методовучебно-воспитательного процесса испособов их реализации; отбор утверждениеобразовательных программ для использованияв ДОУ; обсуждение вопросов содержания,форм и методов образовательного процесса,планирования образовательной деятельностиДОУ; обсуждение годового календарногоучебного графика, рабочих программучебных курсов, предметов, дисциплин(модулей); рассмотрение вопросов повышенияквалификации и переподготовкипедагогических работников; организациявыявление, обобщение, распространение,внедрение педагогического опыта; рассмотрение вопросов организациидополнительных услуг родителям;утверждение характеристик работников,представляемых к почетному званию«Заслуженный учитель РоссийскойФедерации» и почетному знаку «Почетныйработник общего образования»; внесениерекомендаций и предложений об изменениии дополнении документов ДОУ, регламентирующихорганизацию образовательного процесса;по созданию оптимальных условий дляобучения и воспитания, в том числе поукреплению здоровья и организациипитании. Педагогический совет организуетвзаимодействие с другими органамисамоуправления ДОУ – Общим собраниемколлектива, Родительским комитетом,Управляющим советом, Попечительскимсоветом.

Основнымизадачами СоветаДОУявляются: определение основныхнаправлений развития ДОУ; содействиесозданию в ДОУ оптимальных условий иформ организации образовательногопроцесса; финансово-экономическоесодействие работе ДОУ за счёт рациональногоиспользования выделяемых ДОУ бюджетныхсредств, доходов от собственной,приносящей доход деятельности ипривлечения средств из внебюджетныхисточников; обеспечение прозрачностипривлекаемых и расходуемых финансовыхи материальных средств; повышениеэффективности финансово-экономическойдеятельности ДОУ, стимулирования трудаего работников; контроль за соблюдениемнадлежащих условий обучения, воспитанияи труда в ДОУ, сохранения и укрепленияздоровья воспитанников, за целевым ирациональным расходованием финансовыхсредств ДОУ.; участие в рассмотренииконфликтных ситуаций между участникамиобразовательного процесса в случаях,когда это необходимо. Совет ДОУ организуетвзаимодействие с другими органамисамоуправления ДОУ – Общим собраниемколлектива, Педагогическим советом,Попечительским советом, Родительскимкомитетом. В состав Совета ДОУ входятпредставители родителей (законныхпредставителей) воспитанников,педагогических работников ДОУ иРуководитель ДОУ. В состав Совета ДОУтакже могут входить, представителиюридических лиц и общественныхобъединений, а также физические лица,зарегистрированные в установленномпорядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность безобразования юридического лица. В составсовета ДОУ может быть делегированпредставитель Учредителя.

Всоответствии с основными направлениямидеятельности Попечительскийсовет осуществляет комплекс мер, направленныхна: содействие привлечению внебюджетныхсредств для обеспечения деятельностии развития ДОУ; содействие организациии улучшению условий труда педагогическихи других работников ДОУ; содействиеорганизации конкурсов, соревнований идругих массовых мероприятий ДОУ;содействие совершенствованию материально- технической базы ДОУ, благоустройствуего помещений и территории; общественныйконтроль за использованием целевыхвзносов и добровольных пожертвованийюридических и физических лиц (целевоеиспользование внебюджетных средствадминистрацией ДОУ), в том числеобщественный контроль рациональногоиспользования доходов от собственнойдеятельности ДОУ и привлеченных средствиз внебюджетных источников, обеспечениепрозрачности финансово-хозяйственнойдеятельности. Членами Попечительскогосовета избираются родители воспитанников,также могут быть избраны представителиюридических лиц и общественныхобъединений, а также физические лица,зарегистрированные в установленномпорядке в качестве индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность безобразования юридического лица,сотрудничающие с Бюджетным ДОУ изаинтересованные в его развитии.Руководитель ДОУ в соответствии состатьёй 276 Трудового кодекса РоссийскойФедерации не может являться членомПопечительского совета. Попечительскийсовет организует взаимодействие сдругими органами самоуправления ДОУ –Общим собранием коллектива, Педагогическимсоветом, Управляющим советом, Родительскимкомитетом.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1764739/page:13/

Коллегиальный орган управления — это что такое?

Коллегиальный орган управления общеобразовательной организации это

Словосочетание «коллегиальный орган управления» довольно часто мелькает в СМИ, в деловой литературе, в документации. Попробуем детально разобраться, что же оно означает в общем, а также в узких специализациях.

Общее значение

В наиболее широком смысле коллегиальный орган управления — это организация исполнительной власти, в которой основные проблемы и вопросы решаются путем совместного обсуждения, дискутирования, учета мнения каждого из членов коллегии.

Правильным считается то решение вопроса, за которое высказывается большинство. Затем данное решение оформляется в виде правового акта и подтверждается подписью председателя коллегии. Примером такого органа может служить Правительство РФ.

Виды коллегиальных органов

В целом органы власти делятся на единоличные и коллегиальные, в зависимости от числа ответственных лиц. Коллегиальность, в свою очередь, подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная коллегиальность — такой тип, при котором нижестоящие должностные лица участвуют в обсуждении вопросов и проблем, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц.

Горизонтальная коллегиальность — такой тип, при котором групповое обсуждение проблем происходит только кругом лиц, имеющих компетенцию на их решение.

Коллегиальный высший орган управления

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, — это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация.

Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Государственное управление

Коллегиальные органы государственного управления — самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями.

Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции.

Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям.

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности — управление.

Управление образовательной организацией

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец — ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

Обязательный коллегиальный орган управления — это:

  • Собрание работников данного образовательного учреждения — в составе его полномочий трудовые, профессиональные, социально-экономические вопросы касаемо отношений работник-руководитель.
  • Педагогический совет — орган школьного самоуправления, решающий вопросы относительно качества и уровня знаний учеников или студентов, повышения уровня квалификации преподавателей или учителей.

Факультативный коллегиальный орган управления — это:

  • Попечительский совет — орган, осуществляющий контроль за расходованием материальной поддержки, оказываемой образовательному учреждению.
  • Управляющий совет — орган, куда входят родители учащихся, решения которого обязательны для администрации организации.
  • Наблюдательный совет — контрольно-надзорный орган управления образовательной организацией.
  • Прочие органы.

Источник: http://worldfb.ru/article/296510/kollegialnyiy-organ-upravleniya---eto-chto-takoe

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *