Земли природоохранного назначения

Земли природоохранного назначения в 2018 году: закон, состав, правовой режим, ограничения использования | Земельный эксперт

Земли природоохранного назначения

В статье 97 Земельного кодекса РФ дано определение такому понятию, как земли природоохранного назначения.

К этой категории относятся участки, относительно которых установлен специальный правовой режим земель природоохранного назначения, заключающийся в ограничении или полном запрете работ, которые не входят в список разрешенных видов деятельности. Список составляется с учетом основного назначения площади, установленного государством.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

В состав этой категории земель входят:

  • участки, занятые защитными лесными посадками, кроме лесов, находящихся в распоряжении лесного фонда и особо охраняемых природных территорий;
  • другие наделы, выполняющие функции природоохранного характера.

Ранее в эту группу также включались запретные и нерестоохранные полосы, противоэрозионные, пастбищезащитные и полезащитные насаждения, водоохранные зоны рек и водоемов, однако, после внесения поправок в земельный кодекс данные типы территорий были исключены из состава.

В группу могут быть включены отдельные лесопосадки, если они принадлежат к защитным лесам и выполняют соответствующие функции. Для каждого типа земель определены свои функции, к примеру, защитные насаждения включены в комплекс государственной системы мелиорации и выполняют функции по защите территорий от деградации.

Использование земель природоохранного назначения

Для таких земель устанавливается определенный порядок пользования, который, как правило, регулируется земельным законодательством и Лесным кодексом РФ. Площади используются для организации средообразующих, водоохранных, оздоровительных, санитарных комплексов. Существенным условием эксплуатации таких площадей является соответствие деятельности тому целевому назначению, который установлен для участка.

В том случае, если в границах природоохранной зоны находятся земельные участки частных лиц, они не подлежат изъятию или выкупу у собственников, однако, пользоваться такими территориями собственники или временные распорядители смогут лишь в рамках предусмотренного режима.

Порядок эксплуатации зон определяется на основании изданных федеральных законодательных актов и региональных постановлений (Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 181).

На территориях допускается ограниченнаяхозяйственная деятельность, если она разрешена действующим законом.

Запрещается проведение в природоохранных зонах сплошных вырубок, кроме мест, специально отведенных для этого или с целью очистки площадей от погибших или поврежденных посадок.

Частные случаи

Юридические лица, которым предоставлены такие территории во временную эксплуатацию, принимают на себя обязательства по обозначению границ участков специальными знаками информационного содержания.

В пределах массива устанавливается правовой режим пользования, который запрещает проведение работ, несовместимых с основным назначением территорий.

В том случае, когда речь идет о местопроживании коренных малочисленных народов страны, а также этнических общин, природоохранные зоны используются для организации мест традиционного природопользования этих групп.

Порядок пользования такими территориями, определен законодательными актами и Правительством РФ.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Относительно территорий данного типа устанавливается определенный правовой режим землепользования.
  2. К землям природоохранного назначения относятся участкизащитного типа, предназначенные для охраны окружающей среды.
  3. Использование территорий разрешается только в рамках установленного регламента.
  4. Порядок пользования определяется в соответствии с целевым назначением массивов. Изменять данную характеристику надела запрещается.
  5. Участки, расположенные в пределах природоохранной зоны, остаются в распоряжении собственников или пользователей, которые могут выполнять на них только те работы, которые разрешены законом.
  6. Организации должны установить на участке специальные информационные знаки и обеспечить сохранность и поддержание назначенного порядка природопользования.
  7. Если в пределах зоны проживают малые коренные народности или общины, то земли могут быть использованы для организации мест традиционного природопользования.

Список законов

  • Статья 97 ЗК РФ
  • Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 181

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям природоохранного назначения

Вопрос: Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, как мне поступить в сложившейся ситуации. Меня зовут Владимир, и я являюсь генеральным директором организации по устройству мелиоративных комплексов.

Более года назад я выиграл тендер по посадке системы защитных лесов в регионе и направил заявление о получении во временное распоряжение соответствующей территории. Земельная зона была выделена, и я начал все необходимые работы. Через некоторое время пришло уведомительное письмо, в котором указывалось, что участок у меня изымается по причине отсутствия специальных информационных знаков.

Знаки я действительно не устанавливал, однако, может ли это послужить причиной изъятия надела?

Ответ: Здравствуйте, Владимир. Руководствуясь ст.

97 Земельного кодекса РФ можно посоветовать вам обратиться к должностному лицу, вынесшему решение об изъятии и пояснить сложившуюся ситуацию.

Несмотря на то, что установка информационных знаков является обязанностью юридического лица, распоряжающегося территорией, отсутствие таковых не может стать причиной изъятия участка из временного распоряжения.

Согласно действующему законодательству, на пользователя налагается штраф, и компания обязуется устранить имеющиеся претензии.

В том случае, если руководитель уполномоченного ведомства не примет должного решения и не исправит сложившуюся ситуацию, вы имеете право обратиться в суд и потребовать отменить решение об изъятии ввиду отсутствия оснований, а также возмещение неустойки, если работы на участке на какой-то срок будут приостановлены.

Список законов

  • Статья 97 ЗК РФ
  • Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 181

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-prirodooxrannogo-naznacheniya/

Порядок приватизации земли под многоквартирным домом

Особый правовой режим распространяется на земельные площади, которые относятся к охраняемому природному фонду. Порядок использования территорий и обращения с ресурсами на них регламентируются перечнями нормативных актов, издаваемыми Министерствами и Ведомствами, а также Федеральными законами и распоряжениями, исходящими от местных органов самоуправления.

Природоохранные земельные площади находятся в особенном правовом поле, которое ограничивает осуществление определенных видов деятельности на данных территориях, а также запрещает их покупку или изъятие у собственников.

Состав земель, относящихся к категории природоохранного назначения

Относя определенные зоны в природоохранную категорию, государство тем самым защищает земли, имеющие определенное культурное, оздоровительное или рекреационное значение. Такие участки нельзя использовать в хозяйственных или предпринимательских целях, также их запрещается покупать, продавать и дарить.

В перечень земель, на которые распространяется природоохранный режим, входят:

  • курортные зоны;
  • местности с лечебно-оздоровительными учреждениями;
  • участки земель с ценными и редкими ресурсами;
  • объекты, выполняющие функции по защите окружающей среды;
  • рекреационные земли;
  • земли коренных народностей, имеющие историческую, социальную и культурную ценность;
  • иные территории, признанные Земельным Кодексом малочисленными в своем роде и подлежащими охране.

Охрана и защита лесов

Лесной фонд управляется сразу несколькими структурами: Правительством, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также федеральным подразделением лесного хозяйства. В функционал последних входят:

  1. Установление правил природопользования на вверенных участках, введение мер пожарной безопасности в лесах и формирование структуры пожарного надзора.
  2. Формирование регламента санбезопасности лесных территорий и обеспечение проведения авиационных работ над вверенными землями.
  3. Разработка категорийных нормативов, касающихся воспроизводства и контроля лесного фонда.
  4. Определение перечня разрешенных и запрещенных видов деятельности в охраняемых лесных массивах.

Организация процесса защиты охраняемых лесных массивов заключается не только в формировании пожарных команд и их оснащении средствами пожаротушения, но и в проведении мероприятий по борьбе с болезнями деревьев и по уменьшению популяции вредителей. Сотрудники лесной охраны на вверенных территориях обязаны регулярно производить профилактические осмотры зоны, организовать мероприятия по устранению очагов заболеваний и при необходимости применять специальные средства от вредителей.

Закрепление границ

Территории относятся в категорию природоохранных зон по разным причинам, но в любых случаях на данных землях будет действовать особый правовой режим. В редких случаях на природоохранных территориях допускают проведение хозяйственной деятельности с определенными ограничениями:

  1. При выделении участков природоохранной категории в пользование юрлицам, им вменяется в обязанности обозначить границы охраняемой зоны специальными знаками.
  2. Земли, используемые коренными народами при ведении хозяйства и для проживания, относят к категории традиционного природопользования. Границы зоны и разрешенные виды деятельности на природоохранных территориях регламентируются федеральным законодательством.

В остальных случаях законодательством на природоохранных землях запрещается ведение любой хозяйственной деятельности.

Правовой режим

Отнесение земель в категорию охраняемых продиктовано стремлением государства оградить ценные ресурсы (лесные массивы, места нереста и обитания редких животных, ценные ландшафты, культурные и исторические объекты и пр.) от негативного воздействия человека. Правовой режим, устанавливаемый в охраняемых районах, включает в себя:

  • обозначение границ охраняемых территорий;
  • разработка нормативов и правил природопользования;
  • обозначение ответственности за нарушение правил пользования.

Обеспечивают ведение правового режима на вверенных территориях исполнительные органы, они же и определяют меру пресечения для нарушителей.

Традиционное природопользование

Земли, на которых проживают малочисленные коренных народы (на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке), относятся к особенной категории традиционного природопользования. На ограниченных территориях разрешается хозяйственная деятельность и использование имеющихся природных ресурсов, поскольку такие меры способствуют сохранению исконной культуры народностей.

При этом население должно использовать имеющиеся природные ресурсы нерасточительно и разумно. Защита охраняемой зоны и право на пользование территорий малыми коренными народами осуществляется с помощью разработанных норм и правил:

  • правом на пользование землей, приравненной к категории традиционного природопользования;
  • правом на нерасточительное пользование ресурсами (недрами, животным и растительным миром);
  • правилами эксплуатации имеющихся на территории водных ресурсов;
  • правилами использования, охраны и защиты лесных массивов на территории.

Все эти нормативы разрабатываются на основании исторически сложившихся традиций и особенностей быта коренной народности, при составлении документов учитывается и состояние имеющихся на охраняемой территории природных ресурсов.

(2 votes, average: 4,50 5)
Loading…

Источник: http://zakon.center/zemelinyj-uchastok/zemli-prirodoohrannogo-naznacheniya.html

Земли природоохранного назначения

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли природоохранного назначения

Земли природоохранного назначения – участки, которые заняты специальными защитными лесами. Данные земли, предусмотренные для защиты природы, определены на уровне лесного законодательства.

Земли природоохранного назначения – участки, которые заняты специальными защитными лесами. Данные земли, предусмотренные для защиты природы, определены на уровне лесного законодательства.

Исключение составляют только отдельные земли, которые предусмотрены земельным законодательством:

  • земли, относящиеся к категории особо охраняемых;
  • земли, которые относятся к защитным лесам, располагающимся в границах специально обозначенного лесного фонда.

Помимо вышеперечисленных земель, к участкам данного назначения также относятся и прочие земли, которые осуществляют природоохранные функции.

Общие правила регулирования данных земель закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах федерального или регионального уровня. В частности, основное регулирование данного вопроса закреплено в Лесном кодексе России.

Особенности, существующие при использовании и охране защитных лесов

В законодательстве имеется специальный нормативно-правовой акт, в котором имеется информация об особенностях установления и использования защитных лесов.

В соответствии с данным законом выделяются следующие особенности:

  • леса, которые располагаются на особых территориях, предназначенных для охраны природы и окружающей среды, подлежат освоению только при необходимости обеспечить сохранность водоохранных, защитных и санитарно-гигиенических функций;
  • леса, которые располагаются в границах специальных охранных территорий, подлежат использованию в соответствии с земельным и лесным законодательством. В частности, согласно нормам данных законодательных актов, пользование участками лесами осуществляется в порядке, установленном для особо охраняемых территорий;
  • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не допускают на своей территории никакой другой деятельности, кроме установленной их целевым назначением;
  • право на постоянное пользование в границах земель лесного фонда предоставляется только в соответствии со специальным проектом, в котором содержится информация об освоении лесов.
  • лица, имеющие участки в собственности, в границах земель лесного фонда, должны вести свою деятельность на данном объекте недвижимости в соответствии с проектом освоения;
  • леса, располагающиеся на территории специальных национальных парков и заповедников, особо охраняются законодательством. По этой причине не допускается проведения на данной территории каких-либо рубок и прочих видов уничтожения лесов.

Правила осуществления закрепления на местности определенных границ земель, предназначенных для охраны природы

На законодательном уровне отдельно устанавливается порядок закрепления границ природоохранных участков.

В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ на местности должно осуществляться закрепление границ при помощи специальных знаков информационного значения. Земельное законодательство допускается установление подобных информационных знаков в следующих ситуациях:

  • при необходимости установить и обозначить границы особых природоохранных зон;
  • для информирования населения о допустимом виде хозяйственного использования в границах обозначенного участка земли.

К особенностям таких земель относится использование информационных знаков для обозначения водоохранных зон и прибрежных с ними защитных полос.

В нормативно-правовых актах также выделено требование о том, что размещение подобных информационных знаков осуществляется в четком соответствии с требованиями земельного законодательства.

Правовой режим земель природоохранного назначения

На законодательном уровне устанавливается перечень земель, которые относятся к землях природоохранного назначения:

  • заказники;
  • запретные полосы;
  • нересто-охранные полосы;
  • лесные земли, предназначенные для выполнения различных защитных функций;
  • прочие земли, которые относятся к категории особо охраняемых земель;
  • территории, на которых располагаются памятники природы.

Помимо этого, на законодательном уровне выделено особое требование, согласно которому участки, на которых располагаются объекты культурного или научного значения также относятся к природоохранным.

Правовое регулирование подобных земель осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также могут использоваться и другие нормативно-правовые акты, к примеру, при регулировании вопросов по землям лесного фонда, используются правовые нормы Лесного кодекса РФ.

Порядок, по которому осуществляется природопользование на территории традиционного проживания коренных и малочисленных народов

На законодательном уровне отдельно предусмотрено требование о том, что места традиционного проживания коренных малочисленных народов, к которым, в частности, относятся народы Крайнего Севера, также могут обладать своими собственными природоохранными зонами.

Под территориями традиционного пользования подразумевается определенные участки земли, на которых проживают коренные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Данные участки обязательно должны относиться к категории охраняемых природных территорий. На подобных землях предусматриваются возможности для традиционного природопользования народов разнообразных коренных и малочисленных народов.

Под подобным традиционным природопользованием подразумевается исторически сложившиеся способы использования объектов растительного и животного мира.

Территория традиционного пользования коренных малочисленных народов подразделяется на несколько уровней:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Границы таких территорий утверждаются соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством РФ. Правовой режим пользования подобными территориями также устанавливается на уровне федеральной, субъектной или муниципальной власти путем принятия соответствующих положений.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/kategorii-zemel/zemli-prirodoohrannogo-naznacheniya.html

Земли природоохранного назначения

В отношении земли, относящейся к охраняемому природному фонду, используется особый правовой режим. Порядок использования и обращения с ресурсами определяется нормативными актами министерств и ведомств, распоряжениями органов местного самоуправления и федеральными законами.

Нахождение земли природоохранного назначения в особом правовом поле означает ограничение или полный запрет видов деятельности, которые являются несовместимыми с основной функцией природного уголка. На этой территории запрещается изъятие или выкуп земельных участков.

Понятие земель природоохранного назначения

К составу земель, находящихся под государственной защитой, относится территория, которая имеет значение культурного, рекреационного или оздоровительного наследия.

Согласно нормативным документам, такие участки природного ландшафта исключаются из использования в хозяйственных целях (предпринимательства), а также они не могут являться объектом традиционных юридических сделок (купля-продажа, дарение).

Согласно земельному кодексу земли природоохранного назначения включают в себя:

  • Особо охраняемые территории земель и лесов. Сюда также относятся курортные зоны и местности, где располагаются лечебно-оздоровительные учреждения;
  • Территориизащитных объектов, выполняющих функции по защите окружающей среды;
  • Правовой режим земель природоохранного назначения распространяется на рекреационные участки местности;
  • Территории, которые имеют высокое культурное и историческое значение для коренных народов;
  • Другие территории, которые в соответствии с земельным кодексом относятся к малочисленным с своем роде землям и подлежат охране.

Особенности использования охраны и защиты лесов

Управление лесным фондом Российской Федерации осуществляется Правительством, органами исполнительной власти и местного самоуправления. К числу защитных структур относится федеральное подразделение управления лесным хозяйством. В отличие от традиционных методов, за этими органами закрепляется обязанность организации работы по следующим направлениям:

  • Установление обязательных для всех правил природопользования (меры пожарной безопасности на территории лесов) и формирование защитных структур (пожарного надзора);
  • Установление регламента санитарной безопасности лесов и проведения авиационных работ;
  • Разработка и ввод в действие нормативов по контролю и воспроизводству лесного фонда по категориям;
  • Определение особенностей использования лесов, которые расположены на территории, относящейся к особо охраняемым.

Особое место в организации охраны и защиты лесного массива отводится охранению от пожаров. В связи с этим статьей 94 Лесного кодекса предусматривается особый свод правил, которые относятся к пользователям леса. К числу таких требований относятся обязанность по оснащению рабочих команд средствами пожаротушения и ответственность физических и юридических лиц за нарушение утвержденных требований по охране массива.

Защита лесов традиционно включает в себя мероприятия по уменьшению популяции вредителей и борьба с болезнями деревьев. В качестве предупредительных мер используются визуальные обследования и организация работ по устранению очагов инфекций и применение средств борьбы с вредителями.

Закрепление на местности границ земель природоохранного назначения

Согласно статье 97 Земельного кодекса, на территориях земель, входящих в состав охраняемых, допускается хозяйственная деятельность (с ограничениями). Если указанные участки выделены в использование юридических лиц, за последними закрепляется обязанность по обозначению границ такой территории специальными знаками.

Участки, которые относятся к традиционным местам проживания или ведения хозяйства коренными малочисленными народами РФ или общностей, могут быть отнесены к категории объектов традиционного природопользования. Порядок использования таких территорий будет определяться федеральным законодательством, а границы, соответственно, Правительством РФ.

Правовой режим земель природоохранного назначения, охраняемый судом

Вне зависимости от факторов, согласно которым территория земель относится к категории охраняемого природопользования (занятая малочисленными народами в районах крайнего севра или относится к участкам государственных заказников), в отношении указанных участков природных ландшафтов действует особый правовой режим.

Порядок использования и защиты охраняемых государством земель ставит своей целью оградить ценные для человечества природные ресурсы (места нерестилища рыб или лесные массивы редких пород) от неразумного действия человека. Правовой режим включает в себя разработку нормативов и правил, обозначение границ особого природопользования на местности и ответственность за нарушение безопасности охраняемых природных комплексов.

Порядок природопользования на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов, в том числе в районах Крайнего Севера

В основе особого правового режима, который распространяется на территории, где проживают малочисленные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири, заложен принцип исторически сложившегося нерасточительного подхода к природопользованию. Традиционные способы использования природных объектов подразумевают разумное и не истощительное пользование растительным и животным миром.

Наделение правом использования малочисленными народами образует совокупность норм, которые регулируют эксплуатацию природных ресурсов. В зависимости от типа объекта природы в экологическом праве выделяют следующие нормы:

  • Право на пользование землей;
  • Правила эксплуатации водных ресурсов;
  • Право пользования недрами;
  • Использование, охрана и защита лесов;
  • Право на пользование животным миром.

В правилах пользования природными ресурсами по традициям и без таковых существенно отличаются. В связи с этим разработка нормативов и правил основывается на результатах анализа и существующей практике.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-prirodoohrannogo-naznacheniya.html

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *