Земли лесного фонда

Правовой режим земель лесного фонда

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда занимают огромную часть территории нашей страны. Они находятся как в государственной, так и в муниципальной собственности, но могут передаваться в аренду на основании ЗК Российской Федерации.

Понятие и состав

Леса в России покрывают площадь практически половины территории РФ, это по разным подсчетам — от 780 до 840 млн. га. В некоторых субъектах промышленность, основанная на лесных производствах, достигает 50%.

Лесные земли это: как сами леса, вырубки, прогалины, участки, предопределённые для молодых посадок, так и не касающиеся лесов земли, которые предназначены для соблюдения лесного хозяйства.

Аренда, бессрочное или срочное пользование – все эти взаимоотношения происходят в рамках Лесного и Земельного Кодексов РФ. Все участки могут быть предоставлены в пользование как юридическим, так и физическим лицам. Не может быть получено разрешение только на леса, которые находятся в границах территорий, относящихся к категории оборонных земель.

Понятие о земле лесного фонда имеется в Земельном Кодексе. При этом в Лесном нет полного определения и состава территорий, которые входят в структуру фонда.

По поводу юридического смысла терминов до сих пор нет единого мнения. В житейских разговорах под словом «лес» чаще всего понимаются не просто деревья, а любая растительность: деревья, кустарники, мхи, то есть некий биоценоз, населенный определенными видами животных и насекомых. Конечно, в лесной фонд не вошли все территории, иначе у нас под эти территории пришлась бы почти половина всех земель.

Юридическое понимание лесных земель

Итак, понятие «лес» в юридическом смысле включает в себя только те территории, которые зарегистрированы в госкадастре, как категория лесных земель. Но эти территории неоднородны. Среди них есть те, на которых совсем не растут деревья.

На основании статей Лесного и Земельного Кодекса эти земли можно разделить на:

  1. Территории, покрытые живой растительностью: деревья, кустарники, лесные травы, лишайники, мхи и т. д.
  2. Территории, которые не покрыты лесом, но рассчитаны на то, что они оставлены для восстановления: гари (земли с погибшими от пожара деревьями), редины (то же, что и опушки, то есть вырубленные участки, которые покрыты слабой растительностью), прогалины (то же, что и лужайки, то есть не заросшие лесом «островки»), вырубки и другие.
  3. Территории, которые не покрыты лесом, но предназначены для ведения хозяйства в лесу.

Такое различие в структуре обусловлено тем, что в состав лесных фондов входят земли с различным целевым назначением. Одни — для выращивания лесов, другие — для их разумного использования, третьи — для их воспроизводства.

Нелесные территории не только не заняты лесами, но и никоим образом не приспособленные для того, чтобы выращивать лес. Они используются, но совсем по-другому. К лесному фонду они имеют не прямое, а косвенное отношение. Как они могут эксплуатироваться? Самое главное назначение — они применяются для выполнения нужд лесхоза.

Примеры такого обслуживания:

  • прокладка дорог между различными пунктами;
  • обустройство просек;
  • другое.

Для того, чтобы установить правовое признание лесных земель, нужно придерживаться определенного порядка аттестации, когда лесные земли переводят в земли, принадлежащие к покрытым лесной растительностью, и наоборот. Это нужно для соответствия реального положения дел документам, актам, инструкциям.

Существует определенная процедура признания участка земли лесом. Они могут произрастать на землях иных типов (заселенных пунктов, с/х, особо охраняемых), но являться лесом.

Правовой режим лесных земель

Установление правового режима таких земель очень важно, поскольку леса занимают почти 60% территории России. По Земельному Кодексу охраной лесов занимается Лесной Кодекс. Он устанавливает не только правовые нормы, но и помогает охранять, защищать лесные ресурсы и не дать им иссякнуть.

Лес имеет в нашей жизни очень разностороннее значение:

  • экологическое;
  • экономическое;
  • социальное.

Специализация лесного законодательства состоит в следующем:

  • определение статуса лесных земель;
  • охрана лесов;
  • защита и воспроизводство;
  • использование разных видов продукции из лесов;
  • установление границы действия лесного законодательства.

Участки лесного фонда определяют при помощи специальных знаков. Включение или изъятие земель совершается в рамках законодательства. Лесной фонд принадлежит к федеральной собственности, на его основании он может быть передан в региональную собственность.

Права граждан и их пребывания на лесных землях определяется ЛК РФ следующим образом: граждане имеют право на сбор грибов, ягод, лекарственного сырья, орехов, могут охотиться. Но в случае угрозы пожарной безопасности посещение лесов может быть ограничено.

Юридические и физические лица имеют право на получение лесных земель в следующих случаях:

  • аренда;
  • концессия (вид договора между инвестором и государством о праве эксплуатации при определенных услугах);
  • краткосрочное пользование;
  • безвозмездное пользование.

Лесные земли могут постоянно использовать по прямому назначению:

  • рубка дров;
  • вывоз древесины;
  • сбор коры;
  • сбор ягод, грибов;
  • срезание бересты;
  • рубка новогодних елок;
  • сбор живицы;
  • косьба сена;
  • постройка ульев, пасек;
  • сбор трав;
  • проведение туристических и других мероприятий.

Участники договора в обязательном порядке должны соблюдать его условия и проводить мероприятия, которые способствуют сохранению и восстановлению лесов.

Перевод земель

Самый наболевший вопрос на сегодняшний день, связанный с лесными землями — это смена одной категории земли на другую для строительства домов. Самое большое количество изъятых земель наблюдается в Московской и Ленинградской областях. Каждый год тысячи гектаров становятся землями населенных пунктов для дальнейшего градостроительства.

За потери с граждан взимается плата, которая определена соответствующими законами. Перевод осуществляется только в случаях:

  • невозможности их дальнейшей эксплуатации по прямому назначению;
  • утраты полезных свойств лесов;
  • необходимости обороны страны, социальных или экономических нужд.

Для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов недвижимости, обязательно потребуется экологическая экспертиза.

На видео об изъятии земель лесного фонда

Несмотря на то, что лесные массивы занимают 50-60% территории страны, существуют законы, которые не позволяют беспрепятственно переводить земли из категории леса в другие. Это позволяет сохранять и приумножать лесной фонд.

Источник: http://ru-act.com/nedvizhimost/zemlya/zemli-lesnogo-fonda.html


Земли лесного фонда – общая информация

Вопросы использования земель лесного фонда регулируются ст. 101 ЗК РФ и Лесным кодексом РФ. Расскажем в статье, какие участки относятся к этой категории, как они оформляются в частное пользование и можно ли оформить право собственности на земли лесного фонда.

Рекламный блок:

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Рекламный блок:

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-lesnogo-fonda/


Земли лесного фонда

Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.

В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.

Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.

Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться.

Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность.

То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.

Понятие лесного фонда и его типы

Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.

Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.

Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:

  • Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
  • Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
  • Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
  • Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
  • Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.

Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.

Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.

Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.

Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?

Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.

Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:

  • Аренды;
  • Безвозмездного пользования;
  • Концессии;
  • Недлительного пользования.

Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки

На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:

  • Заготовка коры, бересты, живицы;
  • Заготовка древесины;
  • Вырубка новогодних елок;
  • Пастьба скота;
  • Сенокошение;
  • Размещение пасек и ульев;
  • Сбор опавших листьев и камыша;
  • Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

Обязанности леспользователей

Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.

Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:

  1. Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
  2. Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
  3. Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
  4. Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
  5. Рационально использовать богатство лесного фонда.
  6. Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.

Возможные изменения статуса лесных территорий

Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.

Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».

На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу. В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды.

Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет. Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы.

Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.

Обратите внимание на статьи: право собственности на земли лесного фонда и право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).

Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.

Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:

  • Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
  • Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
  • Землях водного фонда.
  • Землях иных категорий.

Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности.

Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda/zemli-lesnogo-fonda.htm


Земли лесного фонда

» Земля » Земля лесного фонда

Земли, отнесенные к лесному фонду, можно использовать в целях, перечень которых предусмотрен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Также допускается и выполнение на них изысканий (согласно статье 10.1 ФЗ «О введение в действия ЛК РФ»).

Проведение какой-либо другой деятельности на этих землях российское законодательство не предусматривает. Если возникла необходимость в выполнении на таких участках деятельности, не соответствующей текущей категории земли, законодательство предусматривает возможность изменения ее категории.

  • Категории земель лесного фонда
  • Перевод земель лесного фонда

Категории земель лесного фонда

Земли, относящиеся к лесному фонду Российской Федерации

Под этим видом земель подразумевают землю, где сосредоточена кустарниковая, древесная и травянистая растительность. Сюда входят земли лесного и нелесного массива.

Лесные – это участки, на которых произрастает лесная растительность, а также отдельные участки без таковой, однако, необходимые для цели ее восстановления:

  • Участки с вырубкой – площадью, где после спила деревьев остаются пни;
  • Участки, где есть лесные культуры, в частности, молодой лес, который еще не сомкнулся и не прошел процесс смыкания крон;
  • Участки с гарью и погибшими насаждениями – деревьями, которые сгорели или были испорчены различными вредителями;
  • Участки, имеющие прогалины, свободные от лесного массива;
  • Участки с площадью, не превышающей ½ га;
  • Участки с рединами – обособленно расположенными насаждениями 3-го возрастного класса и больше, с полнотой до 0,3 метра.

К землям не лесного назначения причисляют иные участки, размещенные в пределах лесного фонда, а также используемые в целях лесного хозяйства.

Лесной фонд формируется из всех лесов, кроме лесов, размещенных на землях оборонного значения, землях поселений и земель, не покрытых лесными насаждениями (это нелесные и лесные земли).

Сфера применения и охраны фонда урегулирована законодательством РФ (лесное и земельное). Конституционные нормы закрепляют совместное ведение лесного законодательства РФ и ее субъектами.

Лесной фонд и леса, размещенные на землях оборонного назначения, пребывают во владении федерации. Федеральный закон допускает передачу фонда во владение отдельных субъектов Российской Федерации.

Лесной фонд запрещен в гражданском обороте, то есть любые сделки о купле-продаже, залоге и иные сделки с участками, отнесенными к лесному фонду, не законны.

Участки могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для таких целей:

  • бесплатного использования;
  • аренды;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Как классифицируются земли фонда

С учетом экологического, экономического и социального значения фонда, его размещением и функциями, которые он выполняет, он разделен на три основные категории, в свою очередь, первая группа лесов разбита на категории защитности.

Первая группа включает в себя леса, которые среди основных функций имеют:

  • водоохранную;
  • защитную;
  • санитарно-гигиеническую;
  • оздоровительную;
  • сюда включают и леса обособленных естественных территорий.

Первая категория разделяется на такие подкатегории защитности:

  • Запретных полос лесов, размещенных у берегов водных объектов (реки, водохранилища, озера и пр.);
  • Запретных лесных полос, выполняющих защиту нерестилищ промысловых рыб ценного значения;
  • Лесов противоэрозийного значения;
  • Защитных лесных полос, размещаемых на протяжении ЖД магистралей, автодорог различного значения;
  • Защитных государственных лесных полос;
  • Ленточных боров;
  • Лесов на территориях, имеющих существенное значение в защите природы. Такие территории могут быть пустынные, полупустынные, степные, лесостепные и малолесные горные;
  • Лесов зеленой зоны различных поселений и хозобъектов;
  • Лесов, размещенных в пределах зоны санитарной охраны водоснабжающих источников;
  • Лесных массивов особой ценности;
  • Лесов исторического и научного значения;
  • Природных памятников;
  • Орехово-промысловых зон;
  • Насаждений лесоплодового вида;
  • Притундровых лесов;
  • Лесов госзаповедников;
  • Лесов, отнесенных к национальным паркам;
  • Лесов, отнесенных к природным паркам;
  • Заповедных участков леса.

Вторая группа включает в себя:

  • леса, произрастающие в регионах, имеющих высокую плотность населения и развитую наземную транспортную сеть;
  • леса водоохранного, защитного, санитарно-гигиенического, оздоровительного и иного значения, эксплуатация которых ограничена по закону;
  • леса регионального местоположения, испытывающие недостаток лесных ресурсов, в целях сохранения которых необходимо вводить ограниченный режим их пользования.

Третья группа состоит из лесов, размещенных в многолесных регионах, имеющих преимущественное пользовательское значение. При древесных заготовках, нужно попутно заниматься обеспечением экологической сохранности этих лесных массивов. Третья группа имеет разделение на леса освоенного и резервного вида.

С учетом оценочной категории, в качестве лесных объектов выделяют:

  • Древесный резерв и древесную заготовку;
  • Живицу сосновую, используемую в качестве сырья в изготовлении скипидара, а также пихтовой канифоли, используемой в производстве лечебных препаратов;
  • Ресурсы побочного использования, состоящие из:
  • Грибов;
  • Ягод;
  • Заготовок мха;
  • Сенокошения и выпаса скота;
  • Размещения пчелиных ульев;
  • Заготовки трав лекарственного назначения;
  • Ресурсов второстепенного значения:
  • Коры;
  • Береста;
  • Елей;
  • Ресурсов охотничьего направления.

Способы оценивания ресурсов леса

Мировая практика применяет три методики:

  • Методика сравнительного анализа продаж. Проводится сбор сведений о реализации участков леса, фиксируются разного рода корректировки по возрасту, породному составу и прочему. На территории РФ введен запрет по гражданскому обороту таких земель;
  • Затратная методика. Может применяться для оценок древесины. Саму же цену природных даров, таких как ягоды, грибы и т. п., как и цену земель леса, по этой методике рассчитать нельзя;
  • Капитализация ренты. Как доход, в расчетных действиях используют величину лесной ренты. Этот доход относится к избыточным лесопользовательским, и образуется он преимущественно на лесных землях улучшенного плодородия и удачного местоположения.

Перевод земель лесного фонда

Перевести лесные земли в иную категорию можно при условии:

  • Изменения их предназначения, зафиксированного в лесоустроительных документах либо документации территориальной планировки и документации по планированию строительных работ, использования различных объектов (в сфере здравоохранения, культурно-бытовой, ЖК, социальной области), а также разного вида дорог;
  • При изменении либо закреплении границ поселения.

При других обстоятельствах, перевод земли фонда или участков, пребывающих в его составе, в иную категорию недопустим, лишь в случае наличия соответствующего заключения экологической госэкспертизы, на условиях соблюдения лесоустроительных документов по причине:

  • Невозможности эксплуатации участков по их прямой целевой направленности;
  • Прекращения необходимости обеспечения нужд лесхоза;
  • Необходимости выполнения действий по обороне страны и обеспечения ее безопасности, для сельхоз нужд, энергетики, добычи ископаемых (кроме ископаемых общего распространения), содержания объектов, отнесенных к культурному наследию (исторические и культурные памятники) народов РФ.

Процедура подготовки документации для выполнения перевода земли с одной в другую категорию

Чтобы перевести землю или часть участка, отнесенного к составу этих земель, из одной в другую категорию, лицо, заинтересованное в этом, подает отдельное ходатайство по поводу перевода земли из одной в другую категорию или о выполнении перевода части земельного участка из состава одной земли в категорию другой в орган исполнительной госвласти или ОМС, которые уполномочены рассматривать подобные ходатайства.

Написание ходатайства и приложение к нему ряда документов установлено:

  • Органами госвласти субъектов РФ по отношению к землям сельхоз назначения или землям запаса, кроме земель, пребывающих во владении РФ;
  • Правительством РФ касательно других земель.

В ходатайстве должны быть отображены данные:

  • Кадастрового номера участка;
  • Земельной категории, к которой на текущем этапе относится участок, и земельной категории, в состав которой будет выполняться перевод;
  • Обоснование необходимости выполнения перевода земли из одной в другую категорию;
  • Установленные права на конкретный участок.

Необходимые приложения к ходатайству по переводу земли из одной в другую категорию, состоят из:

  • Выписки из земельного госкадастра для получения сведений о земле, перевод которой будет выполняться;
  • Копий документации для удостоверения личности физлица-заявителя, или же отдельной выписки с госреестра ИП, выписки из ЕГРЮЛ;
  • Выписки из ЕГРП по поводу недвижимого имущества и совершенных с ним сделок, имеющихся прав на землю, перевод которой запланирован;
  • Заключения экологической госэкспертизы, при условии, что она предусмотрена законом;
  • Разрешение плавообладателя земли на выполнение перевода земельного участка в иную категорию;
  • Расчетных данных о потерях сельхозпроизводства или же потерях лесхоза.

Исполнительными органами госвласти или же ОМС может быть вынесено ходатайство о проведении перевода участков из структуры земель, принадлежащих к одной из категорий, в иную, без наличия разрешения от правообладателя участка, если перевод связан с созданием территорий особо охраняемой природной зоны, без изъятия земли у ее правообладателя, или при фиксации или изменении межевых контуров поселений.

Какой порядок установлен по рассмотрению ходатайств

Отсылаются ходатайства заинтересованными лицами в адрес исполнительного госоргана или ОМС, которые имеют полномочия на их рассмотрения.

Случаи отказа в рассмотрении ходатайств могут возникать при таких условиях:

  • Ходатайство написано ненадлежащим лицом;
  • К нему прикладывались документы, которые по своему составу, форме и содержанию нарушают требования ФЗ или других законодательных актов;

То ходатайство, в рассмотрении которого было отказано, должно быть возвращено заявителю на протяжении 30 суток с момента его направления с отображением причин, которые стали поводом возврата документа.

Рассмотрев ходатайство, исполнительный госорган или ОМС выносит акт по переводу земли или отдельного ее участка в структуру земель другой категории, или же акт отказа по переводу земель и их участков в иную категорию, с соблюдением таких сроков:

  • На протяжении 3-х месяцев с того момента, как поступило ходатайство, если иные условия не обозначены НПА Российской Федерации или же Правительством РФ;
  • На протяжении 2-х месяцев с момента передачи ходатайства исполнительным госорганам субъекта РФ или ОМС.

В акте по переводу земли или относящегося к ее составу участка должны быть отображены данные:

  • Оснований смены земельной категории;
  • Описаний границ и расположения земель, если речь ведется об отдельных участках – сведения о площади и кадастровом номере;
  • Земельной категории, из которой выполняется перевод;
  • Земельной категории, в которую выполняется перевод.

Принятие акта по переводу земли или отнесенных к ее структуре участков, не ограничивается конкретным сроком. Указанный акт или, соответственно, акт отказа, должен быть направлен заявителю на протяжении 14 суток с момента, когда тот или иной акт был принят. Отказной или разрешающий акт может обжаловаться в судебном порядке.

Включение земель или отнесенных к их структуре участков к разряду других категорий недопустимо, если:

  • Установлены законодательные ограничения в переводе земель или участков, отнесенных к их структуре, в другие категории, или же присутствует прямой запрет;
  • Возникли отрицательные выводы экологической госэкспертизы, если проведение таковой законодательно предусмотрено;
  • Установлен ряд несоответствий запрашиваемого земельного назначения документам территориальной планировки, а также документации землеустроительного и лесоустроительного направления.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-lesnogo-fonda.html


Строительство на землях лесного фонда

Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом. 

Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими.

Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения.

Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.

Режим участков лесополосы

Зоны лесного фонда – это природные хозяйственные земли. Все они во многом представляют собой сочетание различных лесов, а также территорий с деревьями и без них в черте, описываемой положением ЛК (Лесного Кодекса) РФ. Эти земли группируют все природные участки в стране.

Их возможно передать под другой вид управления в зависимости от категории лесополосы. Например, леса, относящиеся к первой категории, могут быть переданы для потребительских нужд муниципалитета, причем только в порядке исключения, когда других территорий не имеется в наличии для решения поставленной задачи.

Возведение любых частных владений и организаций в зоне лесополосы этой категории строго запрещено законом.

Леса других категорий можно перевести в участки не природного хозназначения только согласно действующему ЛК РФ, который требует обязательного соблюдения всех экологических норм, а также их последующую охрану, в случае создания линейных построек.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Специфика строительства на землях лесополосы

Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:

  • временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
  • лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
  • физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
  • оздоровительные санатории;
  • восстановительные строения для отдыха и оздоровления.

Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.

Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов. 

Какие документы потребуются для оформления разрешения на строительство?

Для того чтобы получить решение о возведении временных или восстановительных сооружений на территории лесополосы, сначала потребуется пройти подготовительный этап.

Вам потребуется предоставить в госорганы необходимые бумаги, среди которых особенно важную роль играет проект, отвечающий за возведение объекта и исследование территориального участка, а также документация, доказывающая прохождение госэкспертизы для этой территории.

Кроме того, потребуется предоставить договор на заключение аренды на землю, бумаги о смене категории зоны лесополосы в том случае, если это нужно сделать. Помимо этого необходимо приложить:

  1. Ходатайство о смене категории.
  2. Копии паспорта и документации, доказывающей работоспособность учреждения, которое планирует начать строительство.
  3. Акт, подтверждающий выбор территории.
  4. Решение о выборе, полученный в госорганах исполнительной власти того региона, в котором зарегистрирован участок.
  5. Письменное согласование с архитектурно-градостроительным отделом.
  6. Выписка из госкадастра.
  7. Бумага, полученная в Роснедра о том, что на этой территории отсутствуют полезные ископаемые.
  8. Бумага из управления зонами регионального лесного фонда.

Оформить соответствующее разрешение на смену категории участка земли возможно по одной из трех причин, но только при наличии документации, которая это доказывает. Вся информация должна быть обязательно указана в ходатайстве. К основным причинам относят:

  • Расширение пограничной линии поселения, ее преобразование или заблаговременная установка, если это того требует для возведения нового поселка;
  • формирование природно-охраняемых участков, выделение природных памятников, исторических строений;
  • организация лечебных и оздоровительных учреждений, объектов быта и культуры или восстановительных сооружений.

Естественно, первый вариант больше всего подходит тем, кто создает отдельный коттеджный жилой комплекс, и имеет соответствующую документацию на право совершения строительства и создание нового поселка, территория которого возможно захватит часть леса, согласно проекту застройки.

Третий вариант выгоден индивидуальным предпринимателям, желающим возвести определенный объект, напрямую связанный с восстановительными возможностями и природными ресурсами.

Наиболее простой способ – это оформление в аренду территории, относящейся ко второй или третьей категории лесополосы. Идеальный вариант для этого – пустырь хозназначения или зона, загроможденная старыми деревьями, разросшимися кустарниками, пользоваться которыми без их предварительного облагораживания совершенно невозможно.

Основными бумагами при подготовке застройки на территории, которая принадлежит лесному хозяйству, могут стать документы, подтверждающие аренду участка или же смену его категории. Добиться этого достаточно трудно. Однако для развития туризма или защиты леса, осуществить постройку в лесополосе возможно.

Источник: http://law03.ru/land/article/chto-mozhno-stroit-na-zemlyax-lesnogo-fonda