Земли для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли для обеспечения космической деятельности

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Земельное законодательство предусматривает существование специальной категории, которая включает в себя земли для обеспечения космической деятельности.

Это территории, которые непосредственно используются или целевым предназначением относятся к деятельности государственных и коммерческих заведений по осуществлению космической деятельности.

К данным организациям относятся все учреждения, которые проводят работы по исследованию, изучению и рациональному использованию пространства космоса.

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Права на участки, которые используются при запуске космических и баллистических ракет, могут принадлежать любым частным лицам, государственным органам и ведомствам. Факт использования территорий при проведении космических ракетных исследований не является основанием для изъятия участков из личного пользования.

Состав и использование земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют конкретное целевое предназначение, которое является основополагающим фактором при определении состава данной земельной категории.

К землям космической сферы относятся территории, которые используются для постройки и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры космической сферы на поверхности земли. Данная категория включает:

  • космодромы;
  • объекты экспериментальной базы, которые используются для проверки и испытания космической техники;
  • центры, которые предназначены для управления полетами космического летного транспорта;
  • пункты, которые используются для приема, надежного хранения и последующей обработки полученных научно-исследовательских данных;
  • базы для хранения космической летной и исследовательской техники;
  • центры и оборудование, которое используется для предварительной подготовки и профессиональных тренировок космонавтов;
  • районы приземления отделяющихся ракетных элементов;
  • стартовые комплексы;
  • взлетные и посадочные полосы;
  • пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • полигоны для приземления космических механизмов.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет

Государственное правительство всячески способствует развитию обороноспособности и защиты территориальных границ страны. Одним из основных направлений в данной сфере является космическая деятельность, которая важна для решения различных научных, технических, социальных и экономических задач.

Освоение космоса и разработка летальных аппаратов предусматривает проведение определенных исследований и испытаний, поэтому на территории государственных земель регулярно осуществляются плановые запуски космических и баллистических ракет.

Такие мероприятия не только благоприятно сказываются на развитии данной области, но и имеют определенные последствия – падение отделяющейся части от конструкции ракеты.

Для удачного совершения запуска ракетного оборудования требуется значительная земельная площадь, экологическое состояние и естественные свойства которой могут быть нарушены.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет, необязательно должны принадлежать государственным учреждениям космической сферы, ведомствам по обороне и безопасности, так как для таких целей могут использоваться территории любых категорий и форм собственности. Основным условием для возможности использования участков для запуска ракет с последующим падением отделяющихся элементов является составление специальных договоров.

Порядок эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет

Территории, на которых возможно будут размещаться отделяющиеся ракетные части, должны выделяться муниципальными органами в распоряжение федерального Министерства обороны. Основаниями для выделения таких земельных участков являются:

  • запуск ракет с космодромов;
  • проведение космических ракетных испытаний в полигонных условиях;
  • запуск межконтинентальных ракет с территории специальных оборонных баз.

Эксплуатация территорий для падения отделяющихся элементов конструкции космических ракет возможно при условии заключения специального договора между федеральным Министерством обороны и исполнительными государственными органами муниципального масштаба, на территории которых находятся данные участки.

В договорах, которые определяют территории для падения частей космических ракет, должны быть предусмотрены следующие нюансы:

  • Указание точного расположения, размеров необходимого земельного участка, а также уточнение периодичности и продолжительности всех этапов испытаний. Для обеспечения безопасности местного населения космические структуры должны утверждать порядок оповещения жителей о предстоящих запусках;
  • Определение порядка и сроков проведения экологических исследований территорий, которые стали местом падения отделяющихся ракетных элементов, а также информирования о результатах данных экспертиз органов местного самоуправления;
  • Установление процедуры выплаты компенсационных возмещений собственникам, владельцам и пользователям территорий, а также разработка процедуры возврата территорий в хозяйственное использование в надлежащем состоянии;
  • Безопасность местного населения, которое проживает в пределах и вблизи участков для падения элементов космических ракет, обеспечивается Министерством обороны и органами местного самоуправления. Данные меры включают в себя возмещение затрат, которые возникают в связи с оповещением и эвакуацией местных жителей в период проведения ракетных испытаний;
  • Проведение всех необходимых работ для немедленной эвакуации и полноценной утилизации ракетных элементов;
  • Выплата финансового возмещения федеральным субъектам за одноразовое использование территорий при проведении ракетных испытаний. Исключением являются случаи запусков, связанные с обеспечением интересов безопасности и обороны государства, а также соблюдением государственной космической программы.

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам причиненного ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей ракет

Федеральное Министерство по обеспечению обороны, которое выступает организатором, контролером и исполнителем запусков космических и баллистических ракет, обязуется возмещать ущерб, который был причинен последствиями падения отделяющихся ракетных частей на земельные участки. Основные разновидности ущерба, которые подлежат выплате и возмещению:

  • материальный;
  • экологический.

Субъектами получения материального и экологического возмещения являются следующие лица:

  • собственники земельных территорий;
  • пользователи земельных отрезков;
  • владельцы земельной недвижимости;
  • арендаторы участков.

Основаниями для возмещения материальных убытков и экологического ущерба являются заключения, составленные экспертными комиссиями следующих ведомств:

  • Минобороны РФ;
  • исполнительных органов муниципальных субъектов;
  • министерства, которое занимается решением дел гражданской обороны;
  • министерства по охране окружающей среды.

Порядок возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования

Территории, которые использовались при испытании космических и баллистических ракет и пострадали в результате падения отделяющихся частей техники, не подлежат обязательному изъятию, так как могут использоваться космическими учреждениями на основании соответствующего договора.

Важным условием такого документа является возврат территорий в пользование законных собственников, владельцев, арендаторов и пользователей в первоначальном состоянии, которое пригодно для хозяйственной эксплуатации в соответствии с целевым предназначением. Для этого после запуска ракет и осуществления всех испытаний проводятся следующие действия:

  • эвакуация останков отделяющихся ракетных частей;
  • утилизация элементов ракет, которые падали после запуска.

Финальным этапом возврата территорий является проведение экологических исследований и составление соответствующих заключений о состоянии земель, которые свидетельствуют о пригодности почвы для целевого использования.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/kategorii-zemel/zemli-dlya-obespecheniya-kosmicheskoj-deyatelnosti.html

Земли для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют особый правовой режим, их использование обеспечивает размещение следующих объектов:

  • комплексы для старта ракет;
  • космодромы;
  • установки для пуска;
  • комплексы, предназначенные для решения командно-измерительных задач;
  • объекты управления и возвращения кораблей на Землю;
  • помещения для хранения информационных носителей, получения и обработки данных;
  • базы для хранения техники космического предназначения;
  • земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет;
  • территории, предназначенные для посадки и взлета кораблей;
  • базы для проведения экспериментов с космической техникой;
  • подготовительные центры для обучения космонавтов;
  • другие объекты наземной инфраструктуры.

Земли для обеспечения космической деятельности распределяются на две категории. Первая группа включает территории, на которых размещаются объекты наземной инфраструктуры. Ко второй группе относятся местности, которые предназначены исключительно для падения и использования частей ракетных установок и кораблей.

Хозяйственное использование объектов наземной инфраструктуры и носителей имеет государственный режим.

В государственном владении могут быть сооружения, как постоянного, так и эпизодичного использования.

Правовой режим данной сферы предполагает создание зон отчуждения, размер которых регламентирован государством и разработан учеными космической сферы.

Районы, предназначенные для падения частей ракет

Земли, которые предназначаются для падения частей ракет, имеют более широкое понятие, чем может показаться на первый взгляд.

Они относятся к наземной инфраструктуре, имеют тот же правовой режим, что и другие объекты космической сферы. Отличительной чертой данных территорий является зона отчуждения.

Такие территории не могут быть приватизированными, так как относятся к государственным владениям, за исключением некоторых ситуаций.

Районы носят особый статус, который обеспечивает сохранение экологии и здоровье населения. Исходя из эпизодического использования таких земель, можно говорить про их правовой режим.

Пользование земельными участками, предназначенными для падения частей ракет, имеет довольно специфичный характер.

Встречаются случаи, при которых государство вынуждено использовать частные территории, которые принадлежат:

  • землевладельцам;
  • собственникам земельных участков;
  • арендаторам;
  • пользователям территорий.

Государство никогда не изымает земли, регламентирует правовой режим, который гарантирует вышеперечисленным лицам возмещение материального ущерба. Пуск ракет может проводиться с помощью:

  • космодромов и носителей;
  • ракетных полигонов;
  • пусковых комплексов для баллистических ракетных установок.

Выделение земель для обеспечения целей космической сферы предполагает взаимоотношения между органами исполнительной власти и Министерством обороны Российской Федерации.

Использование территорий имеет все юридические основания и правовые нормы. Заключение договора между субъектами владения и Министерством обороны Российской Федерации является обязательным условием для проведения космических мероприятий.

Правовые отношения и возмещение ущерба населению

Договор всегда содержит информацию, которая касается местоположения района, а также его размера. Определение границ падения осколков играет важнейшую роль при заключении договора. Правовой режим также содержит нормы, по которым будет определяться режим, продолжительность и периодичность проведения операций.

Перед пуском ракет Министерство обороны Российской Федерации всегда оповещает население, которое проживает не далеко от районов падения частей. Использование носителей предполагает ограничения, которые способствуют сохранению здоровья людей и экологической ситуации.

Все затраты, которые связаны с эвакуацией населения, возобновлением состояния земли и оповещением берет на себя государство. Любой владелец земельного участка может потребовать от исполнительной власти возмещения, государство обязано выполнить все требования, которые описаны законом.

По окончанию операций проводятся мероприятия по утилизации обломков носителей и других частей. Земля приводится в состояние, которое удовлетворяет требования для жизни людей и совершения сельскохозяйственной деятельности.

Весь перечень нанесенного ущерба официально фиксируется и подлежит возмещению. Пользование территориями имеет стратегическое значение в жизни всей страны, поэтому государство предельно серьезно относится к защите всех сторон процесса.

Правовой режим всегда имеет двусторонний характер действия, основанный на законах демократичного общества.

Утилизация носителей и обломков может предполагать не только материальный, но и экологический ущерб. Государство берет на себя все обязательства по обеспечению нормальных условий для жизни человека и развития сельского хозяйства. Правовой режим в данном случае, регулирует и поддерживает баланс:

  • социальный;
  • экономический;
  • экологический;
  • материальный.

Исключением из данного правила выступают ситуации, при которых мероприятия по запуску ракет являются вынужденными. Понятие необходимости подразумевает совершение действий по обороне и защите суверенных территорий Российской Федерации.

Правовые основы использования территорий и возмещения ущерба субъектам

Правовой режим использования объектов наземной инфраструктуры закрепляется:

  • общим Кодексом Российской Федерации;
  • соответствующими законами, которые касаются космической деятельности;
  • законами отдельных федераций;
  • законами отдельных субъектов.

Вышеперечисленные правовые основы регулируют отношения между государством и субъектами Российской Федерации. Закон фиксирует права и обязанности сторон договора, который заключается перед началом испытаний ракет или проведением мероприятий, необходимых для защиты и обороны суверенных границ.

Объекты наземной инфраструктуры космической сферы, отличные от земель для падения частей ракет, не могут располагаться за границами государственной собственности.

Понятие государственных границ носит исключительно оборонный и защитный характер.

Использование носителей       , ракетных установок, полигонов, взлетных полос и других объектов на частных территориях не осуществляется.

Перед проведением мероприятий по запуску ракетных установок и носителей уполномоченные органы проверяют состояние техники, которая обеспечивает надежный поиск и утилизацию обломков. В данных целях используется следующее современное оборудование:

  • радиолокационные станции, контролирующие падение частей ракетных установок;
  • контроль оптико – электронный;
  • вертолеты;
  • самолеты;
  • целевая аппаратура и оборудование.

Дополнительным уровнем контроля являются мероприятия, направленные на исследование местности, которая в дальнейшем будет эксплуатирована.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-dlya-obespecheniya-kosmicheskoj-deyatelnosti.html

земли для обеспечения космической деятельности

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.

Please try again later.

If you are the system administrator of this resource then you should check the error log for details.

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности

Понятие космической деятельности, а также объектов космической деятельности дается в ФЗ РФ «О космической деятельности» — под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

B целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации (ст.92 ЗК РФ).

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.З ст. 18 ФЗ РФ «О космической деятельности»), B соответствии с п.5 ст.

27 ЗК РФ земли, занятые объектами космической инфраструктуры, ограничены в обороте.

K землям, обеспечивающим космическую деятельность, относятся также земли районов падения отделяющихся частей ракет — носителей и баллистических ракет, и полигоны приземления космических объектов.

Министерству обороны Российской Федерации предписано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Использование районов падения необходимо осуществлять в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.

Компенсационные выплаты субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой) рассчитываются на основе Методики РАСЧЕТА КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РАЗОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЙОНОВ ПАДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАПУСКОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 N 350 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ B ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ OT 31 МАЯ 1995 Г. N 536 «О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЙОНОВ ПАДЕНИЯ ОТДЕЛЯЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ РАКЕТ».

Земли для обеспечения космической деятельности

Землями данной субкатегории специального назначения признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность находится в федеральном ведении.

Согласно ст.18 Федерального закона от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» (ред. от 22 августа 2004 г.

), космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (ред. от 2 июля 2003 г.

), которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, МЧС РФ, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности

Понятие земель для обеспечения космической деятельности. Согласно ст. 92 ЗК РФ это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций либо объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земельные участки могут предоставляться для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Это означает, что земли для обеспечения космической деятельности делятся на два основных подвида: 1) занятые различными наземными объектами космической инфраструктуры, 2) включенные в состав районов падения отделяющихся частей ракет.

Правовой режим земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры. Порядок использования этих земель регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» 1 .

Статья 18 этого Закона к объектам космической инфраструктуры России относит космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Правовой режим земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет. Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически.

Поэтому они не изымаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 ст.

92 ЗК РФ).

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» [1] [2] определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов, который весьма специфичен.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет.

Использование районов падения осуществляется на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся такие районы.

На это Министерство возложена обязанность возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Источник: http://gladweb.ru/kompyyutery/zemli-dlja-obespechenija-kosmicheskoj-dejatelnosti/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *